Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Вяземский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних«Гармония»
Адрес: Смоленская область
г. Вязьма, ул.25 Октября, д.1а
Телефон: 8(48131) 4-25-01

Директор Комарова Елена Евгеньевна

Телефон: 8 (48131) 2-38-27  - директор, бухгалтерия

Телефон для справок и записи к специалистам:  8(48131) 4 - 25 - 01

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

росконгресс

 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 

О ПРОЕКТЕ

В октябре 2023 года на базе СОГБУ СРЦН «Гармония» стартовал проект «Оказание комплексной помощи кризисным семьям с детьми «Надежный дом», получивший грантовую поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Целевую группу проекта составили семьи с детьми, оказавшиеся в кризисной ситуации, в том числе семьи, состоящие на муниципальном учете, как семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в состоянии развода, семьи, участников специальной военной операции, кризисные опекунские семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и др.

Проект предусматривает оказание помощи детям и подросткам в улучшении социальной адаптации посредством индивидуальной и подгрупповой психокоррекционной работы, а также коррекцию психоэмоционального состояния с использованием возможностей сенсорной комнаты, песочной терапии, тренингов в кабинете биологической обратной связи. Гармонизации детско-родительских отношений и личностному росту будет способствовать детско-родительский тренинг, терапевтическая семейная фотолаборатория, детско-родительская арт-студия, социально-значимые акции и семейные праздники. Укрепление ресурса родителей будет осуществляться посредством психологической, социально-правовой поддержки и в рамках «Родительского всеобуча».

Проект предусматривает активное вовлечение местного сообщества в оказание помощи кризисным семьям с детьми. В проекте активное участие принимают отдел опеки и попечительства Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, отдел социальной защиты населения в Вяземском районе Министерства социального развития Смоленской области, образовательные учреждения (МБОУ СОШ №1 г.Вязьмы, МБОУ Андрейковская СОШ Вяземского района и др.), ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница», СОГКУ «Центр занятости населения в Вяземском районе», отдел по делам несовершеннолетних МО МВД России «Вяземский»,  МБУК «Вяземская централизованная библиотечная система», Смоленский казачий институт промышленныхтехнологий и бизнеса и др.

Проект будет реализован на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в течение октября 2023 года – марта 2025 года.

 

Афанасьева С.Ю., руководитель проекта

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ О КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

        Кризисная ситуация – это ситуация эмоционального и умственного стресса для ребенка, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Очень часто подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

        Попадая в кризисную ситуации ребенок сталкивается с препятствием в достижении и реализации своих жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией самостоятельно с помощью привычных средств. У детей, участвующих в проекте «Надежный дом», были выявлены следующие особенности:

  •  большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях;
  •  повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию;
  •  нарушения адаптационных процессов. Дети испытывают трудности при общении со взрослыми и сверстниками, часто провоцируют конфликтные ситуации, не стремятся дружить и помогать друг другу.
  •  повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается  самоконтроль; ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие;
  •  ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать любые действия, причем быстро и безотлагательно;
  •  острая потребность в помощи и вмешательстве извне, проявляющаяся часто на бессознательном уровне;
  •  низкий уровень самооценки. Дети не способны определять свои сильные стороны и опираться на них при решении проблем.
  •  неумение четко дифференцировать и выражать свое эмоциональное состояние.

  Кризисное состояние возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности ребенка, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально – психологических адаптационных механизмов. Кризисные переживания способствуют дизонтогенезу (нарушению развития, инфантилизации) и качественно меняют личность ребенка / подростка.

       Переживаемые детьми и подростками кризисные ситуации, с которыми мы столкнулись в рамках данного проекта, можно условно разделить на две основные группы:

  •  кризисы утраты и разлуки (развод родителей, создание родителями новых семей, социальное и реальное сиротство);
  •  травматические кризисы (участие одного из родителей в СВО, алкогольная зависимость у родителей).

В нашей практике большинство несовершеннолетних оказались в следующих кризисных ситуациях: жестокое обращение (физическое и моральное насилие), ситуация развода родителей, социальное сиротство.

Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно и статически изменяется:

  • сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д.;
  • если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п.;
  • в случае, если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.

Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.

Наиболее эффективными занятиями с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации, являются занятия в условиях интерактивного пространства сенсорной комнаты. Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная, так как в ней присутствуют приборы, взаимодействуя с которыми каждый ребенок «погружается» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. В сенсорной комнате данный эффект достигается при помощи специализированного оборудования, которое разделяется на три основные зоны:

Мягкая среда.

  •  Сухой бассейн (это бассейн прямоугольной формы с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками). Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей, в частности, с двигательными нарушениями. Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Используется для снятия тревожности, психологической замкнутость, снятие напряжения; формирования чувства психологического комфорта и безопасности, для стимулирования двигательной и эмоциональной раскрепощенности. Наиболее эффективен при работе с детьми подвергшимися физическому насилию и переживших травматические кризисы. Рекомендуется использовать в начале и в конце занятия.
  • Диван. Используется для комфортного размещения во время беседы преимущественно с подростками и родителями.
  •  Пуфики – кресла с гранулами (это сидения, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека). Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают легкое массажное воздействие, способствуя лучшему расслаблению. Применяются для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения, тревожности; для формирования чувства эмоционального и физического комфорта; для развития умения управлять своим телом. Наиболее часто используются при работе с детьми, оказавшимися в ситуации социального и реального сиротства, ставших жертвами жестокого обращения. Рекомендуется использовать в начале занятия.
  •  Подушечки с гранулами (подушечки, наполненные полистирольными гранулами, легко меняющие форму). Их приятно мять в руках и занятие с ними может надолго привлечь внимание ребенка. Используются при работе с гиперактивными детьми в целях повышения тактильной чувствительности; снижения тревожности и агрессивности поведенческих реакций; проработки страхов; снятия мышечных зажимов. Рекомендуется использовать во второй половине занятия.
  •  Одеяла. Применяются в том случае, когда необходимо создать максимально изолированное пространство для проработки личностных проблем, страхов, чувства социальной незащищенности, проблем адаптации. Используются при работе с жертвами физического и морального насилия; с детьми, пережившими утрату близкого человека / людей.
  •  Игрушки. Используются для создания игровой среды и сюрпризных моментов на занятии; в качестве дополнительной визуальной стимуляции при сказкатерапии. Рекомендуется использовать в начале занятия, а при необходимости и на протяжении всего занятия.

Зрительная и звуковая среда.

  •  Музыкальный центр с набором СД дисков. Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Для усиления психотерапевтического эффекта. Используется практически на каждом занятии для стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Применяется при работе с детьми, пережившими ситуации физического и морального насилия, с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушениями процессов самоконтроля и саморегуляции поведенческих реакций, с проблемами полоролевой идентификации. Рекомендуется использовать как дополнительное средство стимуляции в течение всего занятия..
  •  Телевизор с набором видеодисков. Применяется для стимуляция зрительной активности, для активизации процесса рефлексии у детей, имеющих  нарушения социальной адаптации, трудности самовыражения и самореализации. Рекомендуется использовать в качестве самостоятельно средства зрительной стимуляции в течение всего занятия..
  •  Пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей (в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, плавают разноцветные фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства). Используется для создания сказочной атмосферы и сюрпризных моментов при работе с тревожными детьми; с детьми, имеющими нарушения самооценки и личностной идентификации; для проработки страхов и ситуаций «утраты», травматических кризисов. Рекомендуется использовать во второй половине занятия.
  •  Интерактивный пол (проекция видеоизображений на пол с динамическим содержанием). Используется для достижения релаксационного эффекта и эффекта неожиданности у детей с нарушениями адаптационных возможностей, повышенным уровнем тревожности; испытывающими двигательное беспокойство. Наиболее часто используется в конце занятия. Наиболее эффективен при применении в работе с кризисными ситуациями развода родителей и разлуки с семьей, испытывающих состояние внутриличностного конфликта и трудности самопринятия и самовыражения, отреагирование посттравматической стрессовой ситуации.
  •  Каскадирующая труба «Фонтан» (каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой). Применяется для работы со страхами, неуверенностью, личностной дисгармонией у детей с различными поведенческими депривациями. Рекомендуется использовать в начале занятия.
  • Панно «Кривое зеркало» (сделано из небьющегося зеркального пластика. Создает искажение объема и тела в зависимости от положения). Применяется для проработки самооценки, ситуации принятия себя, страхов, неуверенности, развития творческих способностей у детей, оказавшихся в ситуации развода родителей, связанной с пренебрежениями нуждами ребенка. Рекомендуется использовать во второй половине занятия.

Тактильная среда.

  •  Песочница с подсветкой. Используется для проработки психотравмирующих ситуаций на символи­ческом уровне; для отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры; изменения отношения к себе, к своему прошлому, на­стоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе; укрепления доверия к миру, разви­тия новых, более продуктивных отношений с окружающими. Применяется с любыми случаями психотравмирующих ситуаций. Используется в течение всего занятия как самостоятельное средство.
  •  Грозовая туча (светящееся и свисающее оптоволокно с эффектом вспышки. Используется для проработки детских страхов и снятия тревожности для детей, испытавших физическое и моральное насилие. Рекомендуется использовать в начале занятия.
  •  Массажные мячики. Предназначены для стимуляции тактильной чувствительности, снятия мышечного напряжения, стимуляция речевого центра у детей cповышенной тревожностью, испытывающих проблемы социальной адаптации и коммуникативного взаимодействия. Наиболее часто применяются при работе с детьми, пережившими травматические кризисы.Рекомендуется использовать в начале занятия.
  • Сенсорная тропа для ног (это дорожка создана из разнообразных материалов: гладкие и неровные поверхности). Ходьба по ней полезна для развития тактильного восприятия, координации движений, снижению тревожности, улучшению адаптационных процессов; для обеспечения двигательной раскрепощенности, для улучшения процессов межличностного взаимодействия.  Для получения оптимальных ощущений, следует ходить по дорожке босиком или в тонких носках. Используется при работе с детьми, подвергшимися насилию и находящимися в ситуации реального или социального сиротства. Рекомендуется использовать в начале занятия.

Деятельность по проекту «Надежный дом» в рамках проведения занятий с использованием оборудования интерактивной среды сенсорной комнаты направлена на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у воспитанников возраста, на проработку негативных кризисных переживаний, на создание благоприятной психологической атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.

В результате занятий в сенсорной комнате дети получают позитивные эмоции и накапливают положительный эмоциональный опыт, осваивают приемы мышечного и психоэмоционального расслабления, учатся самостоятельно снимать напряжение и налаживать конструктивные отношения с окружающими. У них происходят положительные изменения в процессе самовосприятия, в частности, растет самоуважение и формируется адекватное принятие себя как «личности» и «индивидуальности». Дети овладевают эффективными приемами нейтрализации отрицательных эмоций и преобразования их в положительные; учатся концентрироваться и развивать свои творческие способности; качественно и полноценно осознавать свои телесные ощущения и переживаемые эмоциональные состояния. Восстанавливаются основные функции организма ребенка, что приводит к общему его оздоровлению и улучшению его самочувствия. Во время релаксационных упражнений происходит психологическая реабилитация глубинных деструктивных процессов в психической сфере ребенка, что приводит к повышению защитных функций организма на уровне подсознания.

        По окончанию курса занятий у детей появляются постоянные друзья среди сверстников; они значительно реже провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, стремятся к нахождению компромисса. У них формируется чувство эмпатии и коллективизма, значительно снижается уровень тревожности и психоэмоционального напряжения; снижается частота и сила проявления неврозоподобных реакций.

Таким образом, специфика работы с детьми в условиях сенсорной комнаты определяется их возрастными и индивидуальными особенностями; характерными для каждого возрастного периода способами переживания психотравмирующих ситуаций, что способствует качественной проработке психотравмирующий ситуации на символическом уровне;отреагированию негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;расширению внутреннего опыта;изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим людям, в целом к своей судьбе;укреплению или пробуждению доверия к миру, развитию более продуктивных отношений с ним.

Педагог-психолог О.И. Принцева

 

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии.

Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и даже взрослой практике. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение.

Песочная игра с психологом дает возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать. Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога или борьбы и перестают быть пугающими. Песок стабилизирует эмоциональное состояние.

Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в коррекционном процессе), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арт-терапия, сказкотерапия, символдрама и др.

 

Категории детей, затронутые работой с использованием песочной терапии

 

В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка психолог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей. Поэтому метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей.

Каждый человек желает создавать что-то новое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в работе с песком. Поэтому метод подходит для детей агрессивных и способствует снятию агрессии. А также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей.

Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить партнерские взаимоотношения. Поэтому метод подходит для детей с проблемами общения и поведения.

Песочница состоит из природных материалов. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Поэтому метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

 

Материалы песочной терапии

 

Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвет ясного неба, позитивный и настраивающий на созерцательный и творческий лад. И обязательно прямоугольной формы – она разработана в соответствии с теорией Юнга и должна выглядеть именно так. Песок – мелкий, белый или светло-желтый. Практикуется применение двух песочниц с сухим и сырым песком. Но самое главное – это фигурки. Несколько групп самых разных по цвету, форме и размеру игрушек позволяют ребенку выстроить то, что он пожелает. Причем выбор и построение игрушечных миров у одного и того же малыша в разное время может сильно отличаться – в зависимости от его настроения, самочувствия, взаимоотношений в семье и с окружающими, в том числе, и другими детьми. Обычно используются следующие группы миниатюрных игрушек:

  • люди всех возрастов, профессий, рас и национальностей и обязательно обоих полов;
  • животные – дикие, домашние, разных размеров, привычные и незнакомые, симпатичные и страшные;
  • персонажи мультфильмов – также, от уродливых и неприятных, до смешных и хорошо знакомых малышу;
  • «страшилки» из сказок – ведьмы, чертики, колдуны и прочая “нечисть”;
  • всевозможные строения – от простых домиков до замков;
  • мебель;
  • транспорт;
  • растения;
  • «драгоценности» блестящие предметы или разноцветные стеклышки, сделанные в форме и огранке драгоценных камней, зеркала;
  • просто мелкие предметы – бусины, пуговки, камушки, пуговицы, перышки.

Важно не только то, какие игрушки выбрал ребенок, и как их расположил относительно друг друга, но и то, в какой части песочницы он их расставил. Выделяются область прожитых (прошлых) процессов и переживаний, актуальное настоящее, а также будущее и связанные с ним фантазии и ассоциации.

 

Формы работы в песочнице.

Сказкотерапевтический подход

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки, расставленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь. Сказочный зачин, данный психологом, помогает ребенку развить сюжет и осуществить цели коррекционной работы. Самый важный момент наступает тогда, когда процесс создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать взгляды другого человека и т. п.

Психодиагностика в песочнице

Анализируя песочные картины и «Песочные сказки» во время индивидуальной работы, можно диагностировать следующие феномены:

  • наличие внутренних конфликтов;
  • уровень и направленность агрессии;
  • конфликты со значимыми близкими;
  • потенциальные ресурсные возможности;
  • способы преодоления трудностей.

При групповой форме работы:

  • характер взаимодействия в группе;
  • распределение ролей;
  • стиль поведения каждого участника группы.

Работа в паре:

  • уровень развития коммуникативных навыков.

Анализируя работу, необходимо обратить внимание на следующие детали:

  • как заполнены части песочницы (есть ли смещение вправо, влево и т.п.);
  • каков способ расположения предметов (хаотический или структурированный);
  • какой песок выбрал ребенок (сухой или сырой);
  • как расположены фигурки по отношению друг к другу;
  • количество отдельных групп предметов;
  • преобладающий цвет;
  • желание или нежелание изменять уже построенный мир;
  • эмоции ребенка в процессе работы;
  • кто главный герой, его качества;
  • какие события происходят в песочнице;
  • каковы взаимоотношения между персонажами;
  • всем ли хорошо в этом мире, что можно сделать;
  • что хочется изменить;
  • что может случиться, если вдруг…

При интерпретации работы важно отделить «личное», заинтересованность специалиста во мнении ребенка поможет сформировать доверительные отношения.

Особенности работы с детьми в песочной терапии

Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить, не опасаясь осуждения.

Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен по возможности воздерживаться от интерпретации (вслух и от подсказки решений его проблем). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло.

Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени, то есть находиться в не поле зрения ребенка вовремя работы с песком и только в том случае, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог. В течение занятия необходимо вести протокол, с целью отслеживания динамики песочных игр.

Целью первого занятия является знакомство. Поэтому, первое, что создается для ребенка это непринужденная обстановка и безусловное принятие любых его особенностей.

Ребенку предлагается познакомиться с кабинетом психолога (освоить пространство). Кабинет должен стать знакомым, привычным, что бы впоследствии его ничего не отвлекало от основной цели. Включается фоновая музыка (классическая, релаксационная, звуки природы), она настроит на созидание и творчество. После этого, показываются игрушки, которые ребенок сможет использовать в игре с песком и предлагается рассмотреть их подробно. Затем обращается внимание на ящики с песком: ребенок трогает сырой и сухой песок. В этот момент психолог спрашивает: «Какой ему больше нравится?» Во время манипуляций ребенка с песком, психолог делает акцент на то, что голубое дно ящика похоже на воду.

После того как ребенок освоился с материалами перед ним ставится задача. Постановка задачи зависит от уровня развития ребенка, от его возраста. Чаще всего предлагается построить мир, город, страну, как будто он волшебник или просто поиграть, при этом, уточняется в каком песке ребенок будет строить. Обычно дети выбирают один из ящиков. Но иногда ребенку необходимо играть в двух ящиках, перемешивая сухой и сырой песок. Ребенку предоставляется максимальная свобода: он может играть и в двух ящиках, и в одном; он в праве в одном ящике использовать и сырой и сухой песок.

Первое время желательно не заострять внимание на ситуациях, когда песок высыпается из ящика, лучше в конце занятия, предложить помочь убрать просыпавшийся песок. Во время первого занятия психолог наблюдает за поведением ребенка: как он идет на общение, сколько времени ему нужно для работы с песком. Все это пригодится для планирования последующей работы. Проанализировав работу ребенка, его поведение в конце первого занятия, как правило, уже ясно:

  • на какое время планировать занятие;
  • на какую область психики ребенка следует обратить особое внимание при постановке песочных задач;
  • какую позицию на занятиях будет занимать психолог (активную или пассивную), в зависимости от потребности ребенка.

В последующие встречи, если найден подход к ребенку, на вторую- третью встречу, а иногда уже и на первом занятии на песочнице виден “конфликт”, который в данный момент беспокоит ребенка нарушая его эмоциональное благополучие. Если ребенок идет на диалог задаются вопросы: о причине конфликта, о способах его разрешения. Вопросы должны быть открытыми и не должны содержать в себе решение ситуации, ребенок должен сам придти к решению. Если в течении нескольких занятий решение не приходит, то можно подключиться к игре специалисту, сверстнику или одному из родителей (в зависимости от цели коррекции).

В конце занятия, когда картина или сказка завершена, задаются следующие вопросы:

  • все ли тебе здесь нравится?
  • хотел бы ты здесь еще что ни будь разрешить?
  • может ли здесь что-нибудь случиться, и возникнут перемены?

Последний вопрос является провокационным. Он покажет, если за внешней благополучной работой кроется тревога: страх перед случайными событиями. Если ребенок захочет изменить панораму, надо позволить ему это сделать.

Как бы ни разворачивались события в песочнице, специалист реагирует безоценочно, задает только уточняющие вопросы, чтобы лучше понять ребенка. Если в песочнице бушуют страсти, то, как правило, и поведение ребенка в социуме ярко выражено. В этот период ему особенно необходима поддержка значимых взрослых и позитивное отношение к его личности. Как правило, если накал страстей в песочнице затихает, наступает мирное течение событий, ребенок больше не хочет играть в песочнице. Его поведение так же меняется. Занятия прекращаются только тогда, когда картины на песке становятся мирными и спокойными. Даже после провоцирующих конфликт предложений в сценарий игры.

 

Планирование занятий зависит от...

Личных особенностей ребенка:

  • в работе с агрессивным ребенком при постановке задач необходимо провоцировать на песке возникновение конфликтных ситуаций, позволить разворачивать баталии, даже если возможна победа отрицательных героев;
  • в работе с замкнутым ребенком –  побуждать создании в песочнице 2-х городов, стран, семей, с последующим наведением мостов связей и т.п.;
  • гиперактивных детей побуждать к созданию единого государства, его центрирование, его структурирование. Более детально расспрашивать его о событиях и персонажах;
  • тревожных детей необходимо провоцировать на создание ситуаций и событий со страшными героями);

Возрастных особенностей ребенка:

  • у детей раннего возраста еще не сформировалась ролевая игра, в этом возрасте ребенку свойственно манипулировать с песком, поэтому на занятиях преобладают игры: прятанье предметов, пересыпание, лепка, отпечатки (рук, формочек, колес), построение горок, ямок, скатывание с них различных предметов. Игра в этом возрасте ритмична, повторяема в своем сюжете и это является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной дошкольному возрасту;
  • от детей дошкольного возраста, у которых ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, не стоит требовать статичной картины на песке. Часто построив картинку он принимается обыгрывать ее, передвигая и переставляя персонажи;
  • гиперактивные дети младшего школьного возраста играют еще как дошкольники. Необходимо позволить им это сделать и подождать, когда в игре наступит развязка. Воображение в этом возрасте становиться более гибким и подвижным способным к предвосхищению последовательных моментов, возможного преобразования одного состояния в другое. Специальным интересом ребенка становится, как мир реальный с его желаниями, мечтами, так и мир фантастический, пугающий, привлекающий мир сказки. В этом возрасте уже предлагается строить статичные картины, но понимая, что тяга к игре у ребенка младшего школьного возраста еще велика, можно предложить перестроить картину: “как будет в будущем”. Если ребенку необходимо он обыграет эти события, как их обыгрывает дошкольник. Если нет – то он просто переставит персонажей, изменив картину на песке;
  • у детей подросткового возраста активно формируется Я-концепция, которая связана с самопредъявлением себя в мире, знанием того, кто я есть на самом деле, каковы мои чувства, мысли, поступки, как они оцениваются другими, и как я выгляжу в глазах других людей, и формирует успешное и адаптивное взаимодействие подростков в социуме. При наличии согласования и отсутствия противоречия между составляющимиЯ-концепции, подросток чувствует себя комфортно, ощущает эмоциональную, когнитивную, поведенческую целостность и гармоничность. При отсутствии согласования ощущается внутриличностное напряжение, а часто и конфликт.Благодаря функции заземлять негативную психическую энергию, подростки безопасно и с доверием могут проработать все свои стороны внутриличностного конфликта.

Интеллекта, жизненного опыта и начитанности ребенка (чем выше показатели, тем быстрее и эффективней происходит коррекционный процесс).

 

Таким образом, результатами песочной терапии являются:

  • повышение самооценки, обретение уверенности в себе и своих решениях;
  • налаживание отношений с окружающими, например, решение конфликтов с родственниками;
  • развитие навыка смотреть на проблему со стороны, беспристрастно осмысливать происходящее и находить оптимальное решение;
  • осознание своего места в жизни и выбор вектора для дальнейшего развития;
  • профилактика депрессии;
  • восполнение дефицита общения;
  • улучшение интеллектуальных способностей и их сохранение в пожилом возрасте;
  • развитие умения контролировать свои эмоции.

Педагог-психолог К.С. Беликова