Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Вяземский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних«Гармония»
Адрес: Смоленская область
г. Вязьма, ул.25 Октября, д.1а
Телефон: 8(48131) 4-25-01

Директор Комарова Елена Евгеньевна

Телефон: 8 (48131) 2-38-27  - директор, бухгалтерия

Телефон для справок и записи к специалистам:  8(48131) 4 - 25 - 01

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

росконгресс

 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОГБУ СРЦН "ГАРМОНИЯ"

Система профессиональной поддержки замещающих семей, воспитывающих детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей 

1 11.jpg

Развитие института семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является для Вяземского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония» одним из приоритетов деятельности. В этом направлении в учреждении создана система профессиональной поддержки приемных и опекунских семей, начиная от планов взять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и заканчивая решением проблем адаптации и проживания ребенка в новой семье.

Данная практика работы была заявлена на Всероссийский конкурс в рамках Инициативы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка «Вектор «Детство – 2018» и вошла в ТОП – 100 лучших региональных практик Российской Федерации.

Система профессиональной поддержки замещающих семей была создана в результате проектной деятельности учреждения. Анализируя статистику и практический опыт, специалисты центра отметили, что существует определенный процент возврата детей из замещающих семей, особенно в подростковом возрасте, когда родители испытывают большие трудности в установлении контакта с детьми и недостаток ресурсов для влияния на их поведение.

В целях изменения сложившейся ситуации, центром «Гармония» в 2016-2018 гг. было реализовано 2 социальных проекта («Подросток и семья: пространство диалога», «Клуб приемных семей «Доверие»), получивших финансовую поддержку благотворительного фонда Амвэй и Фонда поддержки и развития филантропии КАФ.

В рамках данных проектов в учреждении была выстроена структура системы профессиональной поддержки замещающих семей. Она включает Школу приемных родителей, осуществляющую психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в замещающие родители; Службу социальной помощи замещающим семьям, предоставляющую большой спектр услуг для детей и их родителей; Школу раннего развития «Малыш», организованную для семей, взявших на воспитание детей от 1 года до 3-х лет; и клуб приемных семей «Доверие», работающий на укрепление замещающих семей и расширение их социальных контактов. Созданная система функционирует в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, а также с образовательными организациями Вяземского района.

Среди направлений работы с замещающими семьями используется индивидуальная и групповая психокоррекционная работа, арт-терапевтическая семейная фотолаборатория, информационно-просветительские и образовательные программы для детей и родителей, а также совместные детско-родительские социально значимые дела, что в целом работает не только на повышение родительской компетентности, но и значительно сплачивает замещающие семьи.

В 2018-2019 гг. под руководством Департамента Смоленской области по социальному развитию при финансовой поддержке Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» был реализован новый проект «Создание областного методического объединения специалистов служб сопровождения «Ресурс», который позволил создать систему повышения квалификации для специалистов служб сопровождения замещающих семей детских социозащитных учреждений Смоленской области, что способствовало развитию института семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повысило качество предоставляемых услуг замещающим семьям.

Система работы с семьями с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации 

7 10.jpg

Современные требования к системе социального обслуживания населения по повышению качества предоставления социальных услуг выдвигают перед социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних три первоочередные задачи:  своевременно выявлять семейное неблагополучие на ранней стадии кризиса, проводить комплексную реабилитацию ребенка и семьи на межведомственной основе и сохранить ребенку родную семью во всех возможных случаях. Решение данных привело к созданию в 2014 году кризисной службы, деятельность которой направлена на оказание комплексной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, подвергшимся жестокому обращению, оказавшимся в острой психотравмирующей ситуации. Создание службы явилось результатом реализации в 2013-2014гг. проекта «Гармония в семье – гармония в мире», получившего грант федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В своей структуре служба имеет кабинет кризисного психолога, кабинет биологической обратной связи, кабинет социально-правовой помощи, сенсорную комнату, комнату песочной терапии. Оказание помощи ребенку и семье осуществляется по инновационной технологии «работа со случаем», реализуемой на межведомственной основе.

В 2020-2021 гг. с целью развития работы с кризисными семьями СОГБУ СРЦН «Гармония» реализует проект «СемьЯ – строим жизнь!: обеспечение права детей на жизнь и воспитание в кровной семье через развитие инновационных форм работы с кризисными многодетными и неполными семьями», поддержанный благотворительным фондом Тимченко.

В рамках проекта используются такие формы работы, как группы кратковременного пребывания, детско-родительская школа, междисциплинарные мобильные бригады.

В группах кратковременного пребывания для детей вся работа с семьей строится по технологии ведения случая согласно комплексному индивидуальному плану. Но для детей педагогически запущенных, имеющих отставание в развитии, имеющих тяжелые речевые нарушения, что в последствии ведет к серьезным проблемам в обучении, общении со сверстниками, стойким поведенческим нарушениям, организуются познавательные и логопедические занятия. Также это дети из семей, где родители не имеют положительного опыта ведения самостоятельной жизни, имеют низкий уровень правовой грамотности и законопослушного поведения, поэтому в рамках групп для детей предлагается курс подготовки к самостоятельной жизни и курс правовых знаний. В работу с родителями и семьей, кроме домашнего визитирования и ведения семьи социальным педагогом, введена индивидуальная и групповая психокоррекционная работа.

Детско-родительская школа введена как форма работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, чтобы не упустить возможности сензитивного периода у детей и создать условия для стимулирования психического развития ребенка, предупредить его задержку развития и педагогическую запущенность, сформировать у родителей навыки обучения ребенка в зоне его ближайшего развития и дать приемы конструктивного взаимодействия с ребенком. Своеобразие работы в школе заключается в обязательном вовлечении родителя в психокоррекционный процесс, консультировании родителя при проведении того или иного вида деятельности с ребенком; организации информационно-просветительской деятельности.

Междисциплинарная мобильная бригада вводится с целью увеличения охвата кризисных многодетных и неполных семей, проживающих на территории Вяземского района. Работа бригады будет включать следующие формы работы: домашнее визитирование, индивидуальное консультирование, информационно-просветительские встречи для родителей, детско-родительскую театральную студию, детско-родительские арт-терапевтические встречи (рисование в технике Эбру, рисование на прозрачных мольбертах), родительский тренинг. К работе бригад будут привлечены добровольцы.

Система работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

6 10.jpgСОГБУ СРЦН «Гармония» начало активно развивать работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в 2014 году. Дети-инвалиды, имеющие возможность себя обслуживать и передвигаться, стали получать услуги в группах с полустационарной формой обслуживания, часть семей с детьми-инвалидами были поставлены на социальное сопровождение учреждения, для всех семей с детьми-инвалидами в учреждении систематически организуются социокультурные мероприятия. Реализуемая деятельность учреждения способствует преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами, развивает потенциал детей и расширяет их социальное окружение, повышает доступность социальных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также способствует повышению реабилитационного потенциала самих семей.

   В апреле 2021 года учреждение приступит к реализации проекта «Комплексная реабилитация и абилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях микрореабилитационного центра «Шаг навстречу». Проект направлен на повышение качества, доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством создания в СОГБУ СРЦН «Гармония» социальной службы «Микрореабилитационный центр». Целевой группой станут дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в отдаленных сельских поселениях, либо имеющие тяжелые множественные нарушения в развитии и их семьи. Деятельность службы предполагает комплексное сопровождение целевой группы посредством выполнения индивидуальных программ комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,  вовлечения родителей в реабилитационный процесс и оказания им психологической и правовой поддержки. Помощь семьям с детьми-инвалидами, проживающим в отдаленных сельских поселениях, будет оказываться на базе учреждения посредством их доставки имеющимся транспортом. Помощь семьям с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые множественные нарушения, будет оказана в домашних условиях. Оказание помощи семьям с детьми-инвалидами предполагает услуги учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре, медицинские услуги (врач-невролог, врач-педиатр, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии), координирует выезды специалистов на дом и приезды семей в учреждение социальный педагог, как куратор случая.

Реализация проекта будет способствовать увеличению числа детей с инвалидностью, у которых улучшились показатели развития, и повышению компетентности их родителей в вопросах реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, их воспитания и ухода. В целом будет повышен реабилитационный, интеграционный и коммуникативный потенциал семей, воспитывающих детей-инвалидов; будет обеспечена доступность и непрерывность реабилитационного процесса. Результатом для учреждения станет увеличение числа реабилитационных услуг для целевой группы, повышение профессиональных компетенций специалистов и улучшение межведомственного взаимодействия в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоров.

Развитие подросткового добровольчества

8 9.jpg   Активная работа по вовлечению подростков в добровольческую деятельность ведётся в учреждении с сентября 2018 года, когда на базе клубного объединения произошла трансформация подросткового лидерского центра «Твой шанс» в подростковый волонтерский центр «Твой шанс», основной деятельность которого стало вовлечение подростков в добровольческую деятельность.

Особенности:

- участниками  подросткового волонтерского центра может стать любой желающий в возрасте 11 – 18 лет;

- волонтерский центр является долговременным проектом и  функционирует в течение всего календарного года, каждый участник имеет право самостоятельно решать, сколько лет он будет являться его участником (от 1 года);

- участники центра вовлекаются в систему личностного роста и проходят ступени развития: новичок, стажер, доброволец, лидер, старший лидер;

- участникам старше 14 лет рекомендуется пройти регистрацию в ЕИС «Добровольцы РФ» и получить волонтерские книжки;

- центр имеет свои традиции и законы, которые обязан уважать и соблюдать каждый участник;

- деятельность волонтерского центра  достаточно гибкая и ориентирована на поддержание и развитие добровольческих инициатив участников.

Направления деятельности:

Школа волонтера– курс подготовки добровольцев, в результате которого каждый участник получает полное представление о добровольческой деятельности, механизмах разработки и реализации социальных инициатив, получают необходимые умения и навыки. Форматы: мастер-класс, лекторий, практическая «лаборатория», встреча с интересными людьми (волонтерами). Проводится 1-2 раза в месяц.

Тимбилдинг  - тренинговый курс, направленный на формирование навыков командного взаимодействия участников, образование и сплочение команды. Общая продолжительность 24 часа. Проводится в начале учебного года и по необходимости в течение года.

Поощрение участников– важная составляющая деятельности волонтерского центра. Формат поддержки: совместные туристические походы выходного дня, бесплатные экскурсии и поездки в интересные места, совместные праздники и вечера отдыха, благодарности наиболее активным участникам, возможность бесплатного обучения новым видам деятельности (например, участие в бесплатном мастер-классе по хореографии или декоративно-прикладному творчеству).

Социально-значимая деятельность– практическая деятельность как по инициативе самих участников, так и по запросу: акции доброты, флешмобы, благотворительные акции, трудовые десанты, «Доброштаб», помощь в организации, проведении и фотосъемке мероприятий для воспитанников СОГБУ СРЦН «Гармония»

Направления  добровольческой деятельности подросткового волонтерского центра «Твой шанс» с примерами:

- помощь бездомным животным (акция «Лапка.ru»),

- помощь одиноким старикам (акции «Внучата дарят», «Внучата пишут», концерты художественной самодеятельности в домах-интернатах для престарелых),

- патриотические акции (участие в Международной акции #этонаша победа», флешмоб «Песни Победы», акция «Письмо ветерану», акция «Я помню, я горжусь!», участие в Международном проекте «Фотохроники», социальный проект «Достойные наследники прошлого», акция «Белые журавлики». Акция «Голубь мира»),

- помощь детям и семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, (гуманитарная акция «К школе готовы», благотворительный магазин «1001 спасибо», гуманитарная акция «От сердца к сердцу», социальный проект «Старший друг», акция доброты «Время чудес», проект «Доброштаб» по организации досуга выходного дня для воспитанников стационарного отделения и др.);

- ЗОЖ (акция «Скажем наркотикам нет!», акция «Меняю сигарету на конфету», проект «Марафонский забег» и др.);

- духовно-нравственное воспитание (акция «Твори добро», благотворительный марафон «Пасхальные дни милосердия», международная акция «Письма дружбы» и др.);

- трудовые десанты;

- социологические опросы на различную тематику на улицах города.

Основные результаты:

Удержание стабильного интереса у подростков к волонтерской деятельности.Ежегодно участниками центра являются не менее 20 подростков, примерно 50 % из них посещают  клуб более 4-х лет.

Подростками ежегодно реализуются более 40 добровольческих инициатив, оказывается помощь примерно 160 семьям с детьми, 40 одиноким старикам, одному приюту для бездомных животных.

Среди подростков, принявших участие в волонтерской деятельности, не выявлено ни одного случая противоправного поведения.

У подростков отмечается более высокий уровень гражданской ответственности, сформирован высокий уровень гражданской активности, высокий уровень развития коммуникативных навыков, умений решения сложных ситуаций и умения справляться с трудностями, сформированы навыки конструктивного взаимодействия и социально-приемлемого поведения, отсутствует конфликтность, высокий уровень терпимости к недостаткам других людей и повышение уровня собственной самооценки.

Благодаря частым акциям на улицах города среди местных жителей сформирован довольно высокий уровень положительного отношения к юным волонтерам (чего не наблюдалось 5 лет назад).

Подростковый волонтерский центр занял I место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Добровольцы России» в 2018 году.

По итогам Всероссийской акции «Добровольцы – детям», организованной Фондом поддержки детей, подростковый волонтерский центр «Твой шанс» признан лидером в номинации «Завтра начинается сегодня» в 2019 году.