Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Вяземский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних«Гармония»
Адрес: Смоленская область
г. Вязьма, ул.25 Октября, д.1а
Телефон: 8(48131) 4-25-01
Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Директор Комарова Елена Евгеньевна

Телефон: 8 (48131) 2-38-27  - директор, бухгалтерия

Телефон для справок и записи к специалистам:  8(48131) 4 - 25 - 01

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 

      В апреле 2021 года учреждение приступило к реализации проекта «Комплексная реабилитация и абилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях микрореабилитационного центра «Шаг навстречу».

     Проект направлен на повышение качества, доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством создания в СОГБУ СРЦН «Гармония» социальной службы «Микрореабилитационный центр».

       Целевой группой проекта являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в отдаленных сельских поселениях, либо имеющие тяжелые множественные нарушения в развитии и их семьи. В рамках службы оказывается комплексное сопровождение целевой группы посредством выполнения индивидуальных программ комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,  вовлечения родителей в реабилитационный процесс и оказания им психологической и правовой поддержки.

       Помощь семьям с детьми-инвалидами, проживающим в отдаленных сельских поселениях, оказывается на базе учреждения посредством их доставки имеющимся транспортом. Помощь семьям с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые множественные нарушения, оказывается  в домашних условиях. Оказание помощи семьям с детьми-инвалидами включает услуги учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по адаптивной физической культуре, медицинские услуги (врач-невролог, врач-педиатр, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии).

     Реализация проекта направлена на:

  • увеличение числа детей с инвалидностью, у которых улучшились показатели развития, 
  • повышение компетентности их родителей в вопросах реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, их воспитания и ухода,
  • повышение  реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • обеспечение доступности и непрерывности реабилитационного процесса.

     Результатом для учреждения станет увеличение числа реабилитационных услуг для целевой группы, повышение профессиональных компетенций специалистов и улучшение межведомственного взаимодействия в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Поздравляю коллектив учреждения со стартом интересного проекта и желаю успехов в освоении новых видов деятельности. Здоровья , оптимизма, надежды и веры в лучшее всем будущим  получателям услуг микрореабилитационного центра!

 

Директор СОГБУ СРЦН "Гармония", Е.Е.Комарова

 

 

 

 

 

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ В НОВОМ ФОРМАТЕ

С началом осени на базе нашего Центра в рамках реализации социального проекта "Шаг навстречу" начал функционировать микрореабилитационный центр.

02 3.jpg

     Помощь специалистов микрореабилитационного центра  в течение года получат 40 семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Учреждением приобретено большое количество разнообразного коррекционно-развивающего обуродования, система ЛОГО-БОС, сенсорный пол, наборы для мозжечковой стимуляции, приборы для физиотерапевтической реабилитации.

   Работа службы сопровождения строится в двух форматах: непосредственно на базе учреждения и с выездом на дом к детям с тяжелыми и множественными сочетанными нарушениями развития. Узкие  специалисты работают с каждым ребенком индивидуально, но в присутствии родителей.

   В ближайшей перспективе начнет свою работу  и пункт проката коррекционно-развивающего и медицинского оборудования, которое можно брать на дом на определенный срок реабилитации ребенка.

    Одна из задач микрореабилитационной бригады – обучение родителей в ходе занятия различным приемам работы, вариантам использования оборудования, которое впоследствии можно использовать самостоятельно в домашних условиях, что позволит добиться непрерывности реабилитационного процесса и закрепления достигнутых результатов.

   При возникновении вопросов и затруднений у родителей специалисты «Гармонии» оказывают необходимую помощь и дают разъяснения. По запросу родителям оказывается  психологическая поддержка, услуги индивидуального очного и дистанционного консультирования по вопросам развития и здоровья ребенка, а также  юридическая помощь и помощь в профилактике эмоционального выгорания.

   Уважаемые родители! мы рады видеть вас в нашем центре и выражаем надежду на то, что помощь, оказанная нами, принесет свои положительные результаты!

Руководитель проекта "Шаг навстречу" С.Ю.Афанасьева

 

 

 

 

 

 

СЕМЬЯ - ЭТО ОСОБЫЙ МИР.  О работе с родителями детей-инвалидов в условиях микрореабилитационного центра

     Воспитание здорового полноценного ребенка — достаточно сложный процесс. Воспитание ребенка с проблемами в развитии намного труднее и ответственнее. Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Родителям предстоит противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самим. Поэтому, одно из направлений работы микрореабилитационного центра  - это работа с родителями. Во время посещения нашего центра происходит не только своевременное включение ребенка-инвалида в коррекционную работу, но и психокоррекционная работа с самими родителями.

     Психокоррекционная работа с родителями детей-инвалидов рассматривается нашими специалистами, как система психологических воздействий, направленная на повышение социальной активности, гармонизацию внутреннего психологического состояния родителей и формирование адекватных механизмов психологической защиты, а также укрепление семейных связей. В центре родители получают поддержку, внимание, видят искренний интерес и стремление специалистов оказать помощь,  что помогает семье мобилизовать свои возможности для решения задач реабилитационного процесса.

     Работа с родителями начинается с диагностических встреч и бесед для определения имеющихся  проблем и жизненных трудностей (в том числе, негативных эмоциональных переживаний), определения актуального эмоционального статуса родителей, выявления ресурсов личности семьи. По итогам диагностики специалисты помогают родителям решить следующие задачи:

научиться специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий дома,

скорректировать понимания проблем своего ребенка,  а именно: преувеличение или преуменьшение проблем, или, наоборот, отрицание наличия проблем.

     При выявлении неконструктивных форм поведения родителя, специалисты помогают ему освоить новые продуктивные формы взаимоотношений в социуме, сформировать адекватную социальную самооценку родителя.

     По запросу родителей проводится консультирование по вопросам детско-родительских отношений, личностно-ориентированная терапия, коррекция психоэмоционального состояния.

     Отдельное направление - это правовое просвещение родителей, т.к. многие плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Занятия с юрисконсультом, получение ответов на вопросы, помогают   сориентироваться в непростом мире, учат грамотно использовать юридические нормы и положения. 

     Работа специалистов центра с родителями детей-инвалидов, это, прежде всего, сотрудничество, включение и партнерство, что подразумевает полное доверие, обмен навыками, знаниями и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Это помощь в решении целого комплекса проблем, связанных с лечением, образованием, адаптацией и интеграцией ребёнка в общество.

Педагог-психолог О.И.Принцева

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОЛА  в работе микрореабилитационного центра

     Проблема оказания помощи детям с нарушениями развития  принадлежит к числу наиболее актуальных в связи с ростом количества таких детей. Особенно это касается детей с детским церебральным параличом (ДЦП), с расстройством аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна. Эти заболевания существенно ограничивают жизнедеятельность детей, препятствуя их адаптации в обществе. Многообразие проявлений и тяжесть нарушений в двигательном, речевом, познавательном развитии у детей требует постоянного поиска новых методов комплексной реабилитации. Одним из таких методов является включение в реабилитационный процесс интерактивных (обеспечивающих взаимодействие) компонентов. При использовании таких методов ребенок-инвалид становится полноправным участником процесса восприятия, он находится в самостоятельном поиске для расширения своих возможностей. Применение интерактивных форм и методов способствует процессу активизации познавательной деятельности, обеспечивает взаимодействие, взаимообогащение.

     Система «Интерактивный пол», используемая в работе микрореабилитационного центра, представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции. Что позволяет реализовать два главных направления: воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка (яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения, регулирование процесса возбуждения и расслабления, реализация потребности взаимодействия и общения, развитие познавательных навыков и творческих способностей) и стимулирование двигательной активности.

     Занятие проводится индивидуально в сенсорной комнате педагогом-психологом с участием родителя ребёнка. Всё занятие предусматривает передвижение ребенка в зоне проекции, использование и тренировку всех двигательных навыков, что создает нагрузку, сопоставимую со значениями физкультурного занятия. Помимо созерцания и наблюдения за сменой изображения в момент занятий ребенка побуждают изложить словами происходящее действие. Это позволяет развивать у детей способности к ведению диалога, составлению сложных предложений, включению в свою речь новых слов, максимально обогащает сенсорный опыт с включением всех видов восприятия: зрительного, моторного и слухового.

Интерактивный пол не оказывает негативного влияния на глаза, в отличие от компьютеров, смартфонов, ноутбуков и другой техники.

     Использование специалистами «Интерактивного пола»   позволяет:

  • усилить мотивацию ребёнка к коррекционно-развивающим занятиям,
  • поддерживать внимание детей на всех этапах занятия,
  • сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным,
  • активизировать познавательный интерес,
  • развивать познавательные навыки, творческие способности, эмоциональную сферу;
  • стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в различных ситуациях,
  • активизировать зрительные функции, глазомер, возможности ребенка,
  • создавать атмосферу успешности для каждого ребенка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей

     Участие родителей в занятии благоприятно влияет на детско-родительские отношения, позволяет мамам и папам посмотреть на своего ребёнка другими глазами, поверить в его успешность

     В сочетании с традиционными методиками и технологиями использование «Интерактивного пола» создает богатую окружающую обстановку – развивающую среду. Это важное условие подготовки детей к будущей самостоятельной жизни и деятельности как в умственном, так и в физическом планах.

 

Педагог-психолог К.С.Беликова

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ БОС В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 

      Детям и подросткам требуется особая помощь в преодолении тех проблем, с которыми им приходится сталкиваться при обучении в школе, общении с окружающими, выборе жизненного пути. Действительно эффективной будет та помощь, которая расширяет возможность личности, предоставляя ей новые возможности в самореализации.

    Наряду с речевыми нарушениями у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно, недоразвитие внимания, мышления, памяти, в различной степени наблюдается моторное недоразвитие и недоразвитие сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации.     

     У большинства наблюдается отсутствие интереса к познанию, обучению, обусловленное снижением мыслительных функций, отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания. Дети зачастую нервные, раздражительные, необщительные.

     Использование в работе с детьми инновационных приёмов, методов и технологий позволяет улучшить и ускорить коррекцинно-развивающий процесс. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования, как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Одним из таких методов, успешно применяющихся для коррекции речи в условиях микрореабилитационного центра, являются методы БОС и мозжечковой стимуляции.

     Речевой комплекс «ЛогоБОС» способствует заинтересованности воспитанников в речевом развитии, что помогает сделать коррекционный процесс более осознанным и результативным.

    БОС - тренинги эффективны при постановке диафрагмально-реберного дыхания и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии), в коррекции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге.

    В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь над этим. БОС – это новый немедикаментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Курс коррекции состоит из 5 этапов.

1 этап: диагностический (2-3 занятия). Цель - обследование ребёнка для установления заключения и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

2 этап: подготовительный. На этом этапе необходимо снять избыточное напряжение с мышц, участвовавших в речеобразовании, так как способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.

3 этап – основные компоненты речи (3-4 занятия). На этом этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха.

4 этап – формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятия). Здесь даётся понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.

5 этап – закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятия). Здесь идёт работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде.

Плюс программы в том, что она позволяет скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счёт восстановления вегетативного баланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает оксигинацию организма, снимает напряжение и пр.)

     Использование аппарата БОС позволяет специалисту констатировать связь между текущим состоянием человека и его физиологическими параметрами.

    Использование логотерапевтического метода БОС на логопедических занятиях и в обыденной жизни ребёнка дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также успешно формировать новый, устойчивый стереотип речи.

Учитель-логопед В.А.Реброва

 

 

 

 

 

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ в коррекционной логопедической работе

     Современная теория влияния мозжечка на развитие речи вполне согласуется с учением И. П. Павлова о второй сигнальной системе.  В этом учении можно найти объяснение, почему врожденное расстройство координации движений мускулатуры речевого аппарата задерживает возникновение речи. И. П. Павлов учит, что наша активная громкая и тихая речь проводится кинестетическими раздражениями, идущими от речевого аппарата к коре большого мозга, и образуют в коре головного мозга систему сигналов. Эти кинестетические сигналы, обусловленные самой речью, образуют очень важный механизм регуляции высших нервных процессов.  И.П. Павлов считал их основным элементом речи, как было сказано в предисловии к этой главе. Если у ребенка из-за нарушения функции мозжечка запаздывают членораздельные движения речи, обусловленные стимулирующим влиянием моторно-кинестетических ощущений то развитие ее задерживается.

     Мозжечковая стимуляция — это серия специальных реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Такая коррекция подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих нарушениях.

     Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции, предлагаемые специалистами микрореабилитационного центра,  рекомендованы детям, у которых есть нарушения внимания, координации, гиперактивность (СДВГ), проблемы с учебой, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП, с умственной отсталостью, сколиоз; функциональные нарушения вестибулярного аппарата; дисграфия, проявляющаяся стойким повторением определенных ошибок в процессе письма, вызванных нарушением психических функций; дислексия, характеризующаяся трудностями в чтении при отсутствии проблем с обучением в других сферах; диспраксия, при которой ребенку очень сложно планировать и повторять ежедневные действия; минимальные мозговые и церебральные дисфункции.

     От занятий мозжечковой стимуляцией можно ожидать разных результатов. Они будут зависеть от целей и проблем конкретного ребёнка, под которого специалистом составляется индивидуальная программа, а также от возможностей ребенка.

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом.

     Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной. В результате более эффективной работы мозга исчезают проблемы, связанные с процессом анализа и обучения.

    Использование данных приспособлений помогает развить чувство пространства, визуализировать движение в пространстве и отслеживать объекты. Это также улучшает способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать эту информацию для планирования и выполнения моторных действий.

 

   Мозжечковая стимуляция помогает улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, письменные навыки, стимулировать развитие всех видов памяти, внимания. Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями нейропсихолога, логопеда, дефектолога: проведение занятий по мозжечковой стимуляции непосредственно перед и во время коррекционных занятий (логопедическая, нейропсихологическая коррекция и т.п.) значительно усиливает их эффективность.

Учитель-логопед В.А.Реброва

 

 

 

Использование техник песочной терапии при организации работы педагога-психолога с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках проекта «Шаг навстречу»

      В рамках реализации проекта «Комплексная реабилитация и абилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях микрореабилитационного центра «Шаг навстречу» прошли реабилитацию 25 детей-инвалидов, проживающих в отдалённых сельских поселениях Вяземского района Смоленской области. Занятия с данной группой детей проводились на территории центра в связи с трудностями доставки специализированного оборудования для занятий к ним на дом, а также в связи со сложностями составления выездного графика занятий по причине территориального разброса их проживания.

         Для каждого ребенка был составлен индивидуальный план и график работы.

     Вследствие того, что у данных детей присутствует определенный тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, у них преобладают качественно новые патологические образования:

  • отсутствие зрительной фиксации на объекте и грубое нарушение обратной связи;
  • трудности при взаимодействии с близкими людьми: нарушение тактильного (к ласке относится равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается, часто отмечается нежелание физического контакта), эмоционального (близких людей узнает, но при этом насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет) и коммуникативного контакта (трудности при выражении своих желаний);
  • неспособность дифференцировать свои эмоции и эмоции окружающих;
  • недостаточная, либо повышенная реакция на зрительные или слуховые раздражители;
  • неофобии (боязнь, опасение всего нового);
  • разнообразные речевые и интеллектуальные нарушения;
  • некотролируемое поведение в сочетании со стереотипизацией движений и грубыми нарушениями мелкой и крупной моторики;
  •  непонимание простых инструкций.

      Полифункциональность песочной терапии и её многогранность влияния на личность, а также интегративная способность образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, знаково-символической, рефлексивной и др.) создали возможность рассматривать ее как особый метод абилитации и благоприятную «коррекционно-развивающую среду» для детей с ТМНР. Выбранные мной методы и технологии песочной терапии позволяют максимально быстро и просто создать естественную стимулирующую среду для ребенка; «оживить» абстрактные символы (фигурки животных, игрушки, геометрические фигуры и прочее); обеспечить ребенку «реальное проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

       Психологическая целесообразность песочной терапии заключается в том, что результатом песочных игр-занятий является освобождение на подсознательном уровне от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, это освобождение происходит без применения медицинских препаратов.

      Песочное рисование – это не просто увлекательное занятие, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «тайн». На данных занятиях задействованы процессы не только эмоциональной сферы ребенка, но мелкая моторика рук, координация, пластика, что, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка. К таким техникам относятся упражнения «Необыкновенные следы», «Песочный ветер», «Спрятанные предметы», «Домики для звуков» и т. д.

     Работа с кинетическим песком (Kinetic Sand) – новое направление в песочной терапии. Такие упражнения развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию и др.

        Содержание упражнений на ознакомление с мокрым песком является аналогичным содержанию работы песочной терапии и упражнений с сухим песком. Это могут быть упражнения: «В песочной стране идут дожди», «Норки-горки»,  «Отражения», «Песочные строители», «Кто к нам приходил?» и прочее.

      Взаимодействуя с песком в процессе игры, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), т. е. он на базовом уровне учится распознавать и идентифицировать свои ощущения.

       По результатам проведенной работы можно отметить явно выраженное желание детей снова приходить на занятия; минимизацию уровня тревожности при общении с окружающими; формирование у них интереса к новым стимулам (зрительным, слуховым и тактильным); становление начальной осознанной вокализации; формирование способности выполнять по образцу одноступенчатую инструкцию взрослого и умения положительно реагировать на значимые объекты и явления (повышенная жестикуляция, учащенное дыхание, имитация улыбки).

     Работа с детьми с ТМНР проводится при непосредственном и ежедневном участии и включении в данный процесс их родителей. Основная задача специалиста при работе с родителями – это оказание им помощи в преодолении сложившихся стереотипов и расширение возможной интеграции детей данной категории в общество.

       Я настраиваю родителей на то, что диагностику (отслеживание изменений в развитии ребенка) проводят они сами, потому что радость от самого незначительного достижения ребенка усиливается при самостоятельном ее нахождении. Родитель, помимо опыта конструктивного взаимодействия и развития своего ребенка, получает возможность самостоятельной веры в его успехи и достижения, а не навязанной со стороны точки зрения. Как педагог-психолог, я «подвожу» родителя к отслеживанию положительной динамики, и своим согласием подтверждаю ее.

      Таким образом,моя деятельность в рамках проекта «Шаг навстречу» показала, что благодаря правильно подобранным и апробированным техникам работы с ребенком с ТМНР в рамках песочной терапии, а так же включенности семьи в реабилитационный процесс, достижение поставленных целей и задач становится возможным и реалистичным.

Педагог-психолог Принцева О.И.

 

 

 

Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития

     Речь играет исключительную роль в жизни человека. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного поведения.

      Дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) – особая категория детей. В большинстве случаев у них  в той или иной степени присутствуют сочетанные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и связной речи. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к закомплексованности, мешая детям не только учиться, но и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного подхода.

     Коррекционная логопедическая работа в проекте «Шаг навстречу» ведётся с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и  направлена на устранение тяжелых нарушений речи, развитие коммуникационного спектра, улучшение социальной адаптации. 

    Необходимым моментом в организации логопедической работы является проведение диагностического обследования. Во время которого используется наглядный и доступный материал: «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой, развивающие игрушки и игры. Материал  эмоционально насыщенный, привлекающий внимание, без лишней детализации.

Особенности речи, характерные для детей с ТМНР:

  • речевой дефект сложен и неоднороден по своей структуре;
  • степень недоразвития речи соответствует степени общего психического недоразвития;
  • трудности понимания сложных речевых инструкций, лучшее понимание их в виде коротких фраз;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения, связанное с нарушениями организации и удержания артикуляционных позиций;
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • бедность активного и пассивного словаря, даже на бытовом уровне;
  • связные высказывания с многочисленными ошибками комплексного характера;
  • несформированность процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Другие особенности детей с ТМНР:

  • пассивность при действиях с предметами, игрушками и в познании окружающего мира;
  • значительные нарушения общей и мелкой моторики, сенсорной сферы, игровой деятельности;
  • быстрая утомляемость, выраженный дефицит внимания.

     Обобщение и анализ данных обследования каждого ребенка-инвалида помогает  выявить структуру дефекта, выделить сохранные и нарушенные компоненты стороны речи и психических процессов, установить «зону ближайшего развития». Что важно для составления маршрута индивидуального образовательного сопровождения ребенка, подбора необходимых форм, методов и видов работы. Индивидуальные логопедические занятия проводятся в соответствии с графиком два-три раза в неделю, от 15 до 30 минут с учётом особенностей внимания ребёнка, в двух вариантах: на базе центра «Гармония» (с детьми, способными самостоятельно передвигаться) и занятия на дому (с маломобильными детьми).

Логопедические занятия  включают в себя следующие этапы:

  • выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем;
  • развитие речевого дыхания, голоса, формирование долгого выдоха и усиление направленной воздушной струи;
  • развитие слухового восприятия, способности узнавать и различать неречевые звуки;
  • развитие понимания обращенной речи, развитие активной речи;
  • развитие элементарных произносительных навыков; вызывание подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений; развитие коммуникативных навыков;
  • развитие моторики пальцев рук, т.е. развитие пространственных представлений и пространственной ориентации;
  • подведение итога занятия с целью получения обратной связи от ребёнка, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Структура занятий:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • формирование ритмико-интонационной системы;
  • развитие импрессивной речи;
  • развитие экспрессивной речи;
  • развитие графомоторных навыков;
  • рефлексия.

     В работе с детьми используются инновационные приёмы, методы и технологии, позволяющие улучшить и ускорить коррекционно-развивающий процесс. Среди них компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства коррекции. Одним из таких методов в нашем центре является метод биологической обратной связи (БОС).

      В рамках реализации проекта для работы с детьми с ТМНР центром приобретены речевой комплекс «ЛогоБОС» и тренажёры мозжечковой стимуляции. Использование этого оборудования значительно повышает заинтересованность детей в речевом развитии, помогает сделать коррекционный процесс более осознанным и результативным.

    Таким образом, использование новых эффективных технологий в логопедической работе, опирающихся на сохранные (резервные) возможности ребенка, является актуальным.

      В проекте «Шаг навстречу» принимают участие не только специалисты, но и родители, которые являются главными участниками коррекционно-развивающего процесса. Целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. 

    Логопедическая работа в рамках проекта показала достаточно хорошие результаты диагностическо-коррекционной работы. Речь воспитанников стала соответствовать некоторым языковым нормам по следующим параметрам. Дети научились:

  • составлять небольшие предложения и рассказы по серии картинок;
  • успешно использовать и употреблять в речи простые и сложные предложения;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и некоторые сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи некоторые лексико-грамматические категории слов;
  • овладевать правильным звукослоговым оформлением речи.

     Эти наши маленькие успехи, а в некоторых случаях и победы, стали возможны благодаря реализации проекта «Шаг навстречу» через организацию и оказание помощи и поддержки семьям с детьми с ТМНР в условиях повседневности, системности и индивидуальности.

Учитель-логопед Реброва В.А.

 

 

 

Особенности психологической работы с детьми-инвалидами с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семьями на дому в рамках проекта «Шаг навстречу»

В рамках проекта СОГБУ СРЦН «Гармония» «Комплексная реабилитация и абилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях микрореабилитационного центра «Шаг навстречу» по оказанию помощи детям-инвалидам с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семьям была организована система психологической реабилитации на дому. Уникальность проекта состоит в том, что для 15 детей-инвалидов, имеющих сложные сочетанные диагнозы и высокую степень ограничений мобильности, не имеющих возможности посещать социальное учреждение по состоянию здоровья, была создана реабилитационная среда дома, в привычном для ребенка пространстве, в соответствии с профилем заболевания, которая в зависимости от результатов реабилитации может изменяться, дополняться.

Наиболее часто встречающимися диагнозами у детей были сложные формы ДЦП, поражение центральной нервной системы, тяжелые формы аутизма. Родитель, при этом, становился полноправным реабилитологом для своего ребенка и надежным партнёром специалистов для достижения ощутимых результатов. Семья рассматривалась специалистами как один из наиболее важных факторов, влияющих на успешность реабилитации и социализации ребенка-инвалида. На этом этапе была важна позиция самого родителя, так как он становился полноправным участником проекта и наряду со специалистами должен активно включиться в процесс. При таком подходе обеспечивались последовательность, непрерывность, соблюдался принцип ответственного позитивного родительства.

Поэтому цель психологической работы с детьми-инвалидами  с ТМНР на дому – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность. Задачи конкретизировались в каждом случае индивидуально, в зависимости от количества диагнозов, степени тяжести нарушений, семейной ситуации:

  • проведение психодиагностического обследования ребенка-инвалида с ТМНР;
  • восстановление, коррекция и (или) компенсация нарушенных психических функций, состояний и личностного статуса ребенка-инвалида с ТМНР;
  • предупреждение, раннее выявление и устранение возможных осложнений реабилитационного процесса;
  • содействие в успешной адаптации ребенка-инвалида с ТМНР в социальной среде, учитывая его реабилитационный потенциал.

Основная цель работы с родителями детей-инвалидов с ТМНР – психологическая поддержка семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением детей-инвалидов.

Задачи:

  • проведение психодиагностического обследования особенностей детско-родительских отношений;
  • гармонизация внутрисемейных отношений (детско-родительских, сиблинговых);
  • консультирование семей (родителей, законных представителей), имеющих детей-инвалидов с ТМНР и формирование родительских компетенций в вопросах развития, воспитания и обучения;
  • содействие в приобретении у детей и родителей (законных представителей) психологических знаний, умений и навыков, необходимых для реабилитации.

Достижение поставленных целей, задач и успешная реализация проекта были обусловлены наличием необходимого реабилитационного (адаптивного) оборудования. Спектр его достаточно широкий и устанавливался в зависимости от нуждаемости и потребности ребенка.

Для развития мелкой моторики, тактильных и сенсорных ощущений, звукового и зрительного восприятия использовались следующие наборы, комплекты, игровые модули:

  • набор музыкальных игрушек (бубенцы, трещотки, хватательные погремушки, стучалки, маракасы, ксилофон, металлофон);
  • набор из восьми колокольчиков разных цветов с различным звучанием;
  • набор массажных терапевтических мячиков (включает 20 мячиков, выполненных в разной форме, цвете и текстуре);
  • набор интерактивных игрушек с различными световыми и звуковыми эффектами;
  • набор для развития моторики (текстурный клубок – пластиковый клубок-верёвка яркого цвета с различными бугорками и впадинами, переплетениями);
  • набор «Тактильный сундучок» (10 деревянных пластин, поверхность которых изготовлена из разных материалов и текстур);
  • развивающий набор для визуально-сенсорного восприятия (вентилятор «Фантастик», светящиеся маракасы, визуальный дождь, блестящая труба, игровой модуль «Деревянный лабиринт с цветными элементами», игровой модуль «Электронная рыбка», игровой модуль «Горки пингвинов», игровой модуль «Водные змейки», «Детский мини паззл», Дифракционный барабан, игровой модуль «Успокаивающие волны», игровой модуль «Калейдоскоп», игровой модуль «Светящиеся звезды», Мягкая игрушка «Смеющееся животное», Игрушка «Смеющийся мяч»);
  • прозрачная пластиковая доска для рисования;
  • светящийся набор (лайтбокс (светящаяся коробка), фонарик, просвечивающих и прозрачных разноцветных линз, книга, песок для рисования, светящийся пластилин, светящиеся краски-грим, прозрачные накладки, акриловые геометрические фигуры, акриловые буквы (русский алфавит), акриловые цифры, разноцветные деревянные блоки, набор карточек с нарисованными предметами, гелевые подушечки;
  • лампа «Сияющий фонтан»;
  • игровые модули: «Музыкальная улитка», «Вибрирующее зеркало с подсветкой», «Световое шоу», «Лазерный калейдоскоп», «Музыкальный кристалл», «Живые скалы», «Передвижки», «Тактильные заплатки», «Тоннель для исследований»;
  • набор «Свето-звуковые кнопки»;
  • комплект звуковых тактильных подушек;
  • набор мягких обучающих кубиков (алфавит, счет, предметный мир);
  • тактильные пазлы.

Для коррекции коммуникативных навыков, логического мышления, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития использовались следующие наборы, комплекты, игровые модули:

  • игровой набор «Дары Фребеля» (шерстяные мячики – 8 разноцветных мячиков (красный, желтый, голубой, зеленый, белый, фиолетовый, оранжевый, черный); основные тела – 2 куба (один со сквозными сверлениями и крючками для подвеса), цилиндр и шар (каждый с крючком для подвеса), две опоры, основание и перекладину; куб из кубиков – куб, составленный из 8 кубиков; куб из брусков – 8 прямоугольников; кубики и призмы – 21 куб, 6 треугольных призм (полукубов) и 12 малых треугольных призм (четвертькубов); кубики, столбики, кирпичики – 15 кирпичиков (продолговатые блоки), 12 полукирпичиков (плоские, квадратные блоки-крышки) и 6 узких столбцов (полукирпичики, разделенные вдоль); цветные фигуры – цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики; палочки – деревянные палочки пяти разных длин (2,5 см, 5 см, 8 см, 12 см и 15 см), шести цветов и неокрашенные; кольца и полукольца – трех размеров (малые, средние, большие), шести разных цветов и неокрашенные; фишки – деревянные кружки; цветные тела – цветные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр), имеющие отверстия для нанизывания на шнурок; мозаика, шнуровка – мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета; башенки – треугольные призмы и полуцилиндры, кубы с вырезом под цилиндр; арки и цифры – криволинейные фигуры, 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия;
  • набор для познавательного развития (логический лабиринт, шнуровки, магнитный конструктор, стучалки настольные, серпантинки настольные, кубики строительные);
  • развивающие доски Сегена;
  • говорящая книга «Азбука»;
  • набор звуковых плакатов;
  • детский обучающий планшет;
  • счетный материал;
  • игровой модуль «Собери цепочку»;
  • говорящий фотоальбом;
  • пронумерованные мешочки (набор состоит из 10 ярких цветных мешочков, на каждом из которых нарисована цифра от 1 до 10, кружочки. Количество нарисованных кружочков соответствует значению цифры. Внутри мешочки заполнены небольшими твердыми шариками);
  • набор «Составь портрет» (15 элементов на липучках (глаза, рот, нос, брови), элементы одежды на липучках (шорты, футболки), карточки, дублирующие расцветки одежды);
  • говорящий магнит (дает возможность записать и прослушать звук длительностью 30 сек);
  • развивающий цифровой набор (12 больших ковриков, диаметром 40 см., зеленого цвета с обозначением цифр в виде звезд в диапазоне от 1 до 12).

Для развития навыков конструирования использовались:

  • конструктор МАККИ 60;
  • магнитный конструктор.

Для эмоционального развития, изучения лица, различных выражений и эмоций применялись:

  • зеркала разных геометрических форм;
  • перчатка «персонаж» на руку для игры в кукольный театр;
  • набор с MEMO эмоциями;
  • игровой набор «Разные эмоции».

С учетом возможных трудностей, оценки реабилитационного потенциала, анализа семейной ситуации, адаптивного оборудования подбирались методы, формы и приемы работы с каждым ребенком-инвалидом и его семьей индивидуально.

Для детей, это доступные виды арт-терапии:

  • музыкотерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • игротерапия;
  • песочная терапия.

С родителями:

  • индивидуальное консультирование по актуальным запросам;
  • обучающее консультирование;
  • дистанционное консультирование;
  • мастер-классы;
  • семинары-практикумы;
  • арт-терапевтические сеансы.

На начальных этапах работы определились трудности, такие как:

  • дети-инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения (социальная депривация и социальная дезадаптация);
  • реакции родителей на появление ребенка-инвалида (пассивная, связана с недопониманием существующей проблемы; гиперактивная реакция, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники; средняя рациональная позиция - последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов);
  • количественный состав семьи (отсутствие отца, бабушек, дедушек, помощи матери в уходе за ребенком-инвалидом);
  • у матери уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения (появление чувства растерянности, подавленности, постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение, раздражение, состояние депрессии);
  • другие члены семьи лишаются необходимого внимания, заботы;
  • отрицательное отношение со стороны окружающих.

По результатам работы с детьми и их семьями был проведен анализ деятельности и отмечена динамика в развитии согласно поставленным целям и задачам. Сводными результатами стали следующие показатели:

  • повышение качества жизни детей-инвалидов с ТМНР (улучшение эмоционального фона с негативного или нейтрального на позитивный; повышение познавательной активности; формирование основных жизненных компетенций и собственной активности детей, в том числе коммуникативных навыков);
  • повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семей,  воспитывающих детей-инвалидов с ТМНР;
  • повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах реабилитации детей-инвалидов с ТМНР, их воспитания и ухода.

 

Таким образом, семья, где родители (законные представители) занимают активную позицию в реабилитации своего ребёнка, сможет получить максимально возможный результат,  в том числе, в психологической реабилитации.

Педагог-психолог Беликова К.С.

 

 

 

 

Проект «Шаг навстречу»: итоги и перспективы

Деятельность в рамках проекта осуществлялась с 1 апреля 2021 года по 30 сентября 2022 года. По завершении проекта разработанная модель продолжает использоваться специалистами для работы с детьми с ТМНР.

Цель проекта «Шаг навстречу» – создание социальной службы «Микрореабилитационный центр» для комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, обеспечение благоприятных условий и равных возможностей на образование, всестороннее развитие и самореализацию, успешную интеграцию их в жизнь общества.

Основные задачи проекта:

  • повышение качества, доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей-инвалидов, проживающих в Вяземском районе Смоленской области, в том числе  с тяжёлыми множественными нарушениями развития;
  • оказание помощи и поддержки в успешной социальной адаптации семье, воспитывающей ребенка-инвалида;
  • обучение родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом методам и приёмам коррекционно-развивающей и реабилитационной работы.

Целевую группу проекта составили дети с ТМНР, проживающие в городе Вязьме и отдалённых сельских поселениях Вяземского района Смоленской области, и их родители. Все дети целевой группы – это дети, имеющие как сложные по этиологии, так и разнообразные по сочетанию нарушения развития: познавательные, речевые, коммуникативные и эмоционально-волевые.

В ходе реализации проекта использовались технологии сенсорной интеграции, основанной на нейропсихологическом подходе, технологии мозжечковой стимуляции, технологии альтернативной и дополнительной коммуникации, системы визуального расписания. А также трансляция родителям развивающих технологий.

В основу проекта была положена идея комплексной и последовательной работы команды специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-невролога и педиатра.

В рамках проекта каждому ребёнку, входящему в состав целевой группы, проводилось диагностическое обследование соответственно его возможностям, в ходе которого определялся уровень актуального развития и ресурс его возможностей. По итогам на заседании социального психолого-медико-педагогического консилиума составлялась индивидуальная  комплексная программа реабилитации ребёнка с ТМНР.

Реализация индивидуальной программы реабилитации проводилась в двух формах: на дому и на базе учреждения.

Работа на дому организовывалась для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями и ограниченных в возможностях передвижения. Выезд к каждому ребёнку осуществлялся 2 раза в месяц 1-2 специалистами. Для занятий в соответствии с намеченными мероприятиями комплексной программы реабилитации использовалось  коррекционно-развивающее и физиооборудование, средства для альтернативной коммуникации и др. Все занятии проводились в присутствии и с помощью родителя, осуществляющего уход за ребёнком. В ходе всего занятия специалист обучал родителя различным приёмам работы, вариантам использования коррекционно-развивающего оборудования, которое родитель в течение последующих двух недель использовал самостоятельно на занятиях с ребёнком. При возникновении у родителей вопросов, затруднений они могли получить необходимую помощь, разъяснения через дистанционную онлайн-консультацию.

Работа на базе учреждения проводилась с детьми, имеющими возможность самостоятельного передвижения и проживающими в отдалённых сельских поселениях. Доставка детей-инвалидов и их родителей осуществлялась транспортом учреждения по составленному графику небольшими подгруппами. Занятия проводились по программе индивидуальной комплексной реабилитации учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, руководителем адаптивной физической культуры с использованием сенсорной комнаты, кабинета коррекционно-развивающей работы (в т.ч. оборудованного аппаратным комплексом БОС-логопедический), зала адаптивной физической культуры, кабинета врачебного приёма, физиокабинета. В ходе занятий специалисты обучали родителей различным приёмам работы, вариантам использования коррекционно-развивающего оборудования, которое родители в течение последующих двух недель могли самостоятельно применить на занятиях с ребёнком дома.

Таким образом, достигался комплексный командный подход и  непрерывность реабилитационного процесса, закреплялся полученный результат. Коррекционно-развивающее оборудование для этой работы выдавалось родителям из пункта проката и менялось в зависимости от динамики состояния ребёнка. В соответствии с динамикой состояния вносились коррективы в  комплексную программу реабилитации.

В ходе реализации вышеуказанных направлений проводилась дополнительная работа и с родителями:  оказание психологической помощи (психологическая поддержка), индивидуальное консультирование (по запросу),  консультирование специалистами по вопросам здоровья и особенностей развития ребёнка, профилактика эмоционального выгорания, юридическая помощь (по индивидуальному запросу), дистанционное онлайн-консультирование (по запросу).

Основные результаты проекта можно разделить на количественные и качественные показатели.

Количественными показателями стали:

  • увеличение числа детей с ТМНР, получивших коррекционно-развивающую и коррекционную помощь на дому и на базе учреждения;
  • увеличение числа детей с ТМНР, у которых улучшились показатели развития в ходе реализации комплексных программ;
  • увеличение объема реабилитационных услуг, оказанных в домашних условиях семьям, воспитывающим детей с ТМНР;
  • увеличение количества родителей, прошедших обучение по вопросам реабилитации и абилитации детей с ТМНР по вопросам воспитания, развивающего ухода и альтернативной коммуникации.

Качественные показатели включают:

  • повышение качества жизни детей с ТМНР (улучшение эмоционального фона с негативного или нейтрального на позитивный; повышение познавательной активности; формирование основных жизненных компетенций и собственной активности детей, в том числе навыков альтернативной коммуникации);
  • повышение доступности реабилитационных услуг и обеспечение непрерывности реабилитационного процесса;
  • повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семей,  воспитывающих детей с ТМНР;
  • повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах реабилитации и абилитации детей с ТМНР, их воспитания и ухода.

Таким образом, помощь одновременно оказывалась и ребёнку, и его семье. Ребёнок осваивал новые навыки, а родители – способы закрепления этих навыков в повседневной жизни. При этом результативность помощи оценивалась с учётом достижений семьи в принятии особенностей ребёнка, улучшения качества жизни семьи, включая улучшение эмоционального климата внутри семьи и формирование развивающих ориентиров.

 

С.Ю. Афанасьева, зам. директора по социальной реабилитации