Министерство социального развития Смоленской области
Директор Комарова Елена Евгеньевна
Телефон: 8 (48131) 2-38-27 - директор, бухгалтерия
Телефон для справок и записи к специалистам: 8(48131) 4 - 25 - 01
В октябре 2023 года на базе СОГБУ СРЦН «Гармония» стартовал проект «Оказание комплексной помощи кризисным семьям с детьми «Надежный дом», получивший грантовую поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Целевую группу проекта составили семьи с детьми, оказавшиеся в кризисной ситуации, в том числе семьи, состоящие на муниципальном учете, как семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в состоянии развода, семьи, участников специальной военной операции, кризисные опекунские семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и др.
Проект предусматривает оказание помощи детям и подросткам в улучшении социальной адаптации посредством индивидуальной и подгрупповой психокоррекционной работы, а также коррекцию психоэмоционального состояния с использованием возможностей сенсорной комнаты, песочной терапии, тренингов в кабинете биологической обратной связи. Гармонизации детско-родительских отношений и личностному росту будет способствовать детско-родительский тренинг, терапевтическая семейная фотолаборатория, детско-родительская арт-студия, социально-значимые акции и семейные праздники. Укрепление ресурса родителей будет осуществляться посредством психологической, социально-правовой поддержки и в рамках «Родительского всеобуча».
Проект предусматривает активное вовлечение местного сообщества в оказание помощи кризисным семьям с детьми. В проекте активное участие принимают отдел опеки и попечительства Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, отдел социальной защиты населения в Вяземском районе Министерства социального развития Смоленской области, образовательные учреждения (МБОУ СОШ №1 г.Вязьмы, МБОУ Андрейковская СОШ Вяземского района и др.), ОГБУЗ «Вяземская центральная районная больница», СОГКУ «Центр занятости населения в Вяземском районе», отдел по делам несовершеннолетних МО МВД России «Вяземский», МБУК «Вяземская централизованная библиотечная система», Смоленский казачий институт промышленныхтехнологий и бизнеса и др.
Проект будет реализован на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в течение октября 2023 года – марта 2025 года.
Афанасьева С.Ю., руководитель проекта
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ О КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Кризисная ситуация – это ситуация эмоционального и умственного стресса для ребенка, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Очень часто подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Попадая в кризисную ситуации ребенок сталкивается с препятствием в достижении и реализации своих жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией самостоятельно с помощью привычных средств. У детей, участвующих в проекте «Надежный дом», были выявлены следующие особенности:
Кризисное состояние возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности ребенка, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально – психологических адаптационных механизмов. Кризисные переживания способствуют дизонтогенезу (нарушению развития, инфантилизации) и качественно меняют личность ребенка / подростка.
Переживаемые детьми и подростками кризисные ситуации, с которыми мы столкнулись в рамках данного проекта, можно условно разделить на две основные группы:
В нашей практике большинство несовершеннолетних оказались в следующих кризисных ситуациях: жестокое обращение (физическое и моральное насилие), ситуация развода родителей, социальное сиротство.
Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно и статически изменяется:
Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.
Наиболее эффективными занятиями с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации, являются занятия в условиях интерактивного пространства сенсорной комнаты. Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная, так как в ней присутствуют приборы, взаимодействуя с которыми каждый ребенок «погружается» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. В сенсорной комнате данный эффект достигается при помощи специализированного оборудования, которое разделяется на три основные зоны:
Мягкая среда.
Зрительная и звуковая среда.
Тактильная среда.
Деятельность по проекту «Надежный дом» в рамках проведения занятий с использованием оборудования интерактивной среды сенсорной комнаты направлена на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у воспитанников возраста, на проработку негативных кризисных переживаний, на создание благоприятной психологической атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.
В результате занятий в сенсорной комнате дети получают позитивные эмоции и накапливают положительный эмоциональный опыт, осваивают приемы мышечного и психоэмоционального расслабления, учатся самостоятельно снимать напряжение и налаживать конструктивные отношения с окружающими. У них происходят положительные изменения в процессе самовосприятия, в частности, растет самоуважение и формируется адекватное принятие себя как «личности» и «индивидуальности». Дети овладевают эффективными приемами нейтрализации отрицательных эмоций и преобразования их в положительные; учатся концентрироваться и развивать свои творческие способности; качественно и полноценно осознавать свои телесные ощущения и переживаемые эмоциональные состояния. Восстанавливаются основные функции организма ребенка, что приводит к общему его оздоровлению и улучшению его самочувствия. Во время релаксационных упражнений происходит психологическая реабилитация глубинных деструктивных процессов в психической сфере ребенка, что приводит к повышению защитных функций организма на уровне подсознания.
По окончанию курса занятий у детей появляются постоянные друзья среди сверстников; они значительно реже провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, стремятся к нахождению компромисса. У них формируется чувство эмпатии и коллективизма, значительно снижается уровень тревожности и психоэмоционального напряжения; снижается частота и сила проявления неврозоподобных реакций.
Таким образом, специфика работы с детьми в условиях сенсорной комнаты определяется их возрастными и индивидуальными особенностями; характерными для каждого возрастного периода способами переживания психотравмирующих ситуаций, что способствует качественной проработке психотравмирующий ситуации на символическом уровне;отреагированию негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;расширению внутреннего опыта;изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим людям, в целом к своей судьбе;укреплению или пробуждению доверия к миру, развитию более продуктивных отношений с ним.
Педагог-психолог О.И. Принцева
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии.
Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и даже взрослой практике. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение.
Песочная игра с психологом дает возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать. Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога или борьбы и перестают быть пугающими. Песок стабилизирует эмоциональное состояние.
Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в коррекционном процессе), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арт-терапия, сказкотерапия, символдрама и др.
Категории детей, затронутые работой с использованием песочной терапии
В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка психолог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей. Поэтому метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей.
Каждый человек желает создавать что-то новое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в работе с песком. Поэтому метод подходит для детей агрессивных и способствует снятию агрессии. А также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей.
Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить партнерские взаимоотношения. Поэтому метод подходит для детей с проблемами общения и поведения.
Песочница состоит из природных материалов. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Поэтому метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
Материалы песочной терапии
Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвет ясного неба, позитивный и настраивающий на созерцательный и творческий лад. И обязательно прямоугольной формы – она разработана в соответствии с теорией Юнга и должна выглядеть именно так. Песок – мелкий, белый или светло-желтый. Практикуется применение двух песочниц с сухим и сырым песком. Но самое главное – это фигурки. Несколько групп самых разных по цвету, форме и размеру игрушек позволяют ребенку выстроить то, что он пожелает. Причем выбор и построение игрушечных миров у одного и того же малыша в разное время может сильно отличаться – в зависимости от его настроения, самочувствия, взаимоотношений в семье и с окружающими, в том числе, и другими детьми. Обычно используются следующие группы миниатюрных игрушек:
Важно не только то, какие игрушки выбрал ребенок, и как их расположил относительно друг друга, но и то, в какой части песочницы он их расставил. Выделяются область прожитых (прошлых) процессов и переживаний, актуальное настоящее, а также будущее и связанные с ним фантазии и ассоциации.
Формы работы в песочнице.
Сказкотерапевтический подход
В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и сказочных миров. Давно живущие в душе сказки, которые сложились на события жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Когда ребенок смотрит на фигурки, расставленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь содействует осмыслению жизненного опыта. Творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе сказочной страны, это проекция внутреннего мира. Обыгрывая на песке различные жизненные ситуации, ребенок находит решения и претворяет их в жизнь. Сказочный зачин, данный психологом, помогает ребенку развить сюжет и осуществить цели коррекционной работы. Самый важный момент наступает тогда, когда процесс создания сказочной картины завершен и можно перейти к обсуждению. Ребенок рассказывает о событиях, которые происходят на картине при помощи психолога анализирует ситуацию и ищет различные способы из нее. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится: подчинятся правилам игры, договариваться, принимать взгляды другого человека и т. п.
Психодиагностика в песочнице
Анализируя песочные картины и «Песочные сказки» во время индивидуальной работы, можно диагностировать следующие феномены:
При групповой форме работы:
Работа в паре:
Анализируя работу, необходимо обратить внимание на следующие детали:
При интерпретации работы важно отделить «личное», заинтересованность специалиста во мнении ребенка поможет сформировать доверительные отношения.
Особенности работы с детьми в песочной терапии
Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить, не опасаясь осуждения.
Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен по возможности воздерживаться от интерпретации (вслух и от подсказки решений его проблем). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло.
Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени, то есть находиться в не поле зрения ребенка вовремя работы с песком и только в том случае, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог. В течение занятия необходимо вести протокол, с целью отслеживания динамики песочных игр.
Целью первого занятия является знакомство. Поэтому, первое, что создается для ребенка это непринужденная обстановка и безусловное принятие любых его особенностей.
Ребенку предлагается познакомиться с кабинетом психолога (освоить пространство). Кабинет должен стать знакомым, привычным, что бы впоследствии его ничего не отвлекало от основной цели. Включается фоновая музыка (классическая, релаксационная, звуки природы), она настроит на созидание и творчество. После этого, показываются игрушки, которые ребенок сможет использовать в игре с песком и предлагается рассмотреть их подробно. Затем обращается внимание на ящики с песком: ребенок трогает сырой и сухой песок. В этот момент психолог спрашивает: «Какой ему больше нравится?» Во время манипуляций ребенка с песком, психолог делает акцент на то, что голубое дно ящика похоже на воду.
После того как ребенок освоился с материалами перед ним ставится задача. Постановка задачи зависит от уровня развития ребенка, от его возраста. Чаще всего предлагается построить мир, город, страну, как будто он волшебник или просто поиграть, при этом, уточняется в каком песке ребенок будет строить. Обычно дети выбирают один из ящиков. Но иногда ребенку необходимо играть в двух ящиках, перемешивая сухой и сырой песок. Ребенку предоставляется максимальная свобода: он может играть и в двух ящиках, и в одном; он в праве в одном ящике использовать и сырой и сухой песок.
Первое время желательно не заострять внимание на ситуациях, когда песок высыпается из ящика, лучше в конце занятия, предложить помочь убрать просыпавшийся песок. Во время первого занятия психолог наблюдает за поведением ребенка: как он идет на общение, сколько времени ему нужно для работы с песком. Все это пригодится для планирования последующей работы. Проанализировав работу ребенка, его поведение в конце первого занятия, как правило, уже ясно:
В последующие встречи, если найден подход к ребенку, на вторую- третью встречу, а иногда уже и на первом занятии на песочнице виден “конфликт”, который в данный момент беспокоит ребенка нарушая его эмоциональное благополучие. Если ребенок идет на диалог задаются вопросы: о причине конфликта, о способах его разрешения. Вопросы должны быть открытыми и не должны содержать в себе решение ситуации, ребенок должен сам придти к решению. Если в течении нескольких занятий решение не приходит, то можно подключиться к игре специалисту, сверстнику или одному из родителей (в зависимости от цели коррекции).
В конце занятия, когда картина или сказка завершена, задаются следующие вопросы:
Последний вопрос является провокационным. Он покажет, если за внешней благополучной работой кроется тревога: страх перед случайными событиями. Если ребенок захочет изменить панораму, надо позволить ему это сделать.
Как бы ни разворачивались события в песочнице, специалист реагирует безоценочно, задает только уточняющие вопросы, чтобы лучше понять ребенка. Если в песочнице бушуют страсти, то, как правило, и поведение ребенка в социуме ярко выражено. В этот период ему особенно необходима поддержка значимых взрослых и позитивное отношение к его личности. Как правило, если накал страстей в песочнице затихает, наступает мирное течение событий, ребенок больше не хочет играть в песочнице. Его поведение так же меняется. Занятия прекращаются только тогда, когда картины на песке становятся мирными и спокойными. Даже после провоцирующих конфликт предложений в сценарий игры.
Планирование занятий зависит от...
Личных особенностей ребенка:
Возрастных особенностей ребенка:
Интеллекта, жизненного опыта и начитанности ребенка (чем выше показатели, тем быстрее и эффективней происходит коррекционный процесс).
Таким образом, результатами песочной терапии являются:
Педагог-психолог К.С. Беликова