Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Вяземский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних«Гармония»
Адрес: Смоленская область
г. Вязьма, ул.25 Октября, д.1а
Телефон: 8(48131) 4-25-01
Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

НОВОСТИ ПРОЕКТА

ВНИМАНИЕ! НОВОСТИ РАЗМЕЩАЮТСЯ ОТ СТАРЫХ К НОВЫМ: САМЫЕ СВЕЖИЕ НОВОСТИ ИЩИТЕ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ.

В начале декабря в рамках проекта стартовала программа обучения добровольцев "Мы вместе"

Обучение добровольцев осуществляется в тренинговом режиме, что позволяет более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развивать уже существующие навыки взаимодействия с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия, конгруэнтность, аутентичность,  осознать свой стиль в общении и скорректировать его в сторону большей эффективности.

Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и психологические тренинговые упражнения по теме занятия.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения курса. Включение участников в практическую деятельность позволит развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в различных условиях.

Всего в рамках программы предполается организовать 5 встреч (10 часов) с добровольцами. Их темы: "Лидер. Игры на выявление лидера", "Коллектив. Искусство общения", "Конфликты и пути их решения", "Основы публичного выступления", "Основные формы организации коллективного (социального) дела. Общие сведения. Игры. Мероприятия. Дело. Творческая группа".

535.jpg

45435.JPG

 

Семинар "Поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" на базе нашего центра

В его работе приняли участие организаторы, соисполнители и участники проекта "Надёжный дом".

Семинар открыли начальник отдела по организации социальной поддержки и социальному обслуживанию семьи и детей департамента социального обслуживания и демографических процессов Министерства социального развития Смоленской области Ирина Александровна Шернене, заместитель Главы МО "Вяземский район" Смоленской области, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Светлана Борисовна Вавилова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Гармония" Елена Евгеньевна Комарова.

В рамках семинара состоялась презентация проекта "Оказание комплексной помощи кризисным семьям с детьми "Надежный дом". О реализации проекта рассказала его руководитель Светлана Юрьевна Афанасьева. Вопросы организации социально-правовой и психолого-педагогической поддержки кризисной семьи с детьми в рамках проектах осветила социальный педагог Юлия Евгеньевна Горцуева, О том, как в рамках проекта будет оказываться психокоррекционная помощь детям и подросткам по стабилизации их психоэмоционального состояния и улучшению социальной адаптации рассказала психотерапевт Евгения Львовна Сазонова.

Также в ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:

- результаты исследования общественного мнения "Проблемы детства и возможные пути их решения в условиях малого города",

- мобилизация социального окружения семьи и восстановление родственных отношений через совместную деятельность,

- работа с семьей вне социальных учреждений с целью сохранения семьи и ребенка,

- вовлечение родителей в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета родителя,

- создание комфортной обстановки для детей, членов их семей, атмосферы доброжелательности, сотрудничества и ситуации успеха,

- системная работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуаию; поиск ресурсов в социальном окружении,

- работа в области детско-родительских отношений всемье, попавшей в трудную жизненную ситуацию,

- этапы работы со случаем в контексте помощи семье в кризисной ситуации.

5235.JPG
 
13212.jpg

 

Широкая Масленица приняла детей и взрослых  - участников проекта "Надёжный дом"  - в свои жаркие объятия

Многоголосие хороводов, плясок, закличек, забав наполнило праздничную атмосферу на территории нашего Центра в конце прошлой недели.

Необыкновенно многолюдно было на нашем празднике в этом году. Вместе с детьми от души радовались и взрослые: мамы, папы, дедушки, бабушки, старшие сестры и братья. Некоторые семьи пришли в полном составе.

С почётом мы проводили Зимушку и с радостью встретили красавицу Весну, не забыв избавиться от всего плохого в жизни: обид, неприятностей, трудностей. По традиции все свои беды желающие написали на листочках бумаги и опустили в Мешок неприятностей, который был сожжен в ходе праздничной программы.

Вкусные блины и горячий чай стали прекрасным завершением гуляния.

7.jpg
 
1.jpg
 
5.jpg
 
2.jpg
 
IMG_0489.JPG
 

В рамках проекта состоялась  информационно-просветительская встреча для родителей "Родительский всеобуч"

Цель организации "Родительского всеобуча" - содействие повышению психологической  и педагогической родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей, совершенствование приемов семейного воспитания, формирования установки ответственности родителей по отношению к вопросам воспитания ребенка.
 
Задачи "Родительского всеобуча":
- повышение знаний об ответствености родителей за содержание, воспитание, обучение детей, мотивации к самостоятельному развитию родительских компетенций,
- совершенствование системы профилактической работы с семьями по предупреждению безнадзорности и правонарушений,
- повышение педагогической культуры родителей,
- пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей,
- знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний,
- предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок.
 
В рамках "Родительского всеобуча" запланированы следующие встречи:
- "Семейный кодекс. Роль семьи в воспитании детей",
- "Правовое воспитание детей и родителей. "Декларация прав ребенка". Жестокое обращение с детьми: что это такое?",
- "Здоровьесберегающая среда как условие формирования здорового и безопасного образа жизни детей",
- "Поощрение и наказание. Их психологическое воздействие и воспитательное влияние. Приемы ненасильственной педагогики",
- "Конфликты в детско-родительских отношениях. Пути преодоления".
 
В уже состоявшихся встречах приняли участие партнеры в реализации проекта: специалисты Отдела опеки и попечительства Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области, Отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Министерства социального развития Смоленской области. Родители поразмышляли о роли семьи в воспитании детей, познакомились с правами и обязанностями детей и родителей, вопросами недопустимости жестокого обращения с детьми.
 
235.JPG
 
5325.jpg
 

Песочная и санд-арттерапия - увлекательные занятия с выраженной эффективностью

В рамках проекта продолжают проводиться занятия с использованием метода песочной терапии "Картины на песке".

Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Игра на песке служит ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном уровне.

Песочная терапия для детей — это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, взглянуть на них со стороны, научиться успешно с ними взаимодействовать и преодолеть эмоциональное напряжение.

17.jpg

IMG_0158.jpg

 

 

Участники проекта "Надёжный дом" получают поддержку педагогов-психологов как в индивидуальном порядке, так и в формате подгрупповой работы 

На индивидуальных коррекционно-развивающих  занятиях с педагогом-психологом ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим человеком, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность в собственной личности.

Эти занятия восстанавливают позитивное отношение ребенка к окружающему миру и людям, у детей снижается тревожность и появляется уверенность в себе, исчезают страхи и опасения. Ребенок начинает жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

На занятиях дети при помощи различных психологических техник и инструментов учатся понимать и принимать себя; рассказывать о своих чувствах и переживаниях, находить положительные стороны своей личности и успешно преодолевать временные трудности.

Индивидуальные и подгруппоррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-терапевтических техник, которые позволяют исправить недостатки в развитии качеств или черт характера, поведении, эмоциональном состоянии.

Использование на занятиях методов арт-терапии (нетрадиционное рисование (изотерапия, игротерапия), чтение и прослушивание сказок (сказкотерапия), музыкотерапия, цветотерапия) дает возможность проводить более эффективно занятия в увлекательной сюрпризно-игровой форме, что позволяет максимально включить детей в общий вид деятельности и взаимодействовать друг с другом при проведении групповых занятий.

1714216680422.jpg

1714216680453.jpg

 

 

Сенсорная комната  пользуется особым спросом у детей-участников проекта 

Регулярно  рамках проекта "Надёжный дом" проводятся занятия с детьми с использованием оборудования темной сенсорной комнаты.

Занятия проводятся по подгруппам по программе коррекции психоэмоционального состояния "Порядок внутри себя".

На занятиях дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая все происходящее вокруг как реальность. Дети могут воплощать все свои мечты в реальность.

Среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать безопасную эмоциональную обстановку, вызывает приятные, эстетически значимые ощущения, помогает преодолеть тревожные переживания, страхи, достичь состояния внутреннего комфорта.

Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе.

21.JPG

313.JPG

13.jpg

 

 

16.jpg

 

Стартовала работа детско-родительской арт-студии "Навстречу друг другу"

Программа детско-родительской арт-студии "Навстречу друг другу" направлена на укрепление семьи и гармонизацию детско-родительских отношений методом арт-терапии.

Творческие занятия в арт-студии предполагают два направления работы: театрализацию и терапевтические занятия с использованием изобразительных техник. Уже запущено одно из перечисленных  направлений. С огромным интересом родители и дети приняли участие в работе арт-студии, где на подгрупповых встречах осваивали методы  рисования на прозрачном  мольберте и с использование техники "Эбру" .

004.jpg

002.jpg

003.jpg

7 20.jpg

Социальные акции в рамках проекта "Надёжный дом" - новые возможности гармонизации детско-родительских отношений и оказания поддержки семьям с детьми

В рамках проекта "Надежный дом" состоялись две социальные акции.

В ходе акции "Тепло души" дети-добровольцы подготовили концерт художественной самодеятельности для проживающих Вяземского дома-интерната для престарелых и инвалидов. В заключительной части программы юные артисты подарили проживающим открытки, сделанные своими руками.

В ходе подготовки к  акции "Семья помогает семье" добровольцами было собрано большое количество бывших в употреблении вещей: одеды, обуви, детских игрушек, книг, канцелярских принадлежностей. Семьи с детьми, нуждающиеся в поддержке, получили возможность укрепить своё материальное положение: все собранные вещи были переданы нуждающимся.

9.jpg

26.jpg

03.jpg

"Я, ТЫ, ОН, ОНА - ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СЕМЬЯ!"

В рамках проекта в центре «Гармония» прошли весёлые спортивные состязания "Я, ТЫ, ОН, ОНА - ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СЕМЬЯ", которые организовала руководитель физического воспитания Елена Викторовна Лапшинова.

В этот день собравшиеся на праздник дети и их родители стали активными участниками весёлых игр и эстафет.

Праздничная программа началась с торжественного построения и спортивного приветствия соперников.

Команды «Мир», «Лад» и «Согласие» соревновались в эстафетах, где требовались не только ловкость и быстрота, но и сплочённость, слаженность всех членов команды.

Участники продемонстрировали командный дух, спортивный задор и неиссякаемую энергию!

Семейный спортивный праздник получился ярким и захватывающим, оставив в каждом игроке и зрителе заряд бодрости, массу положительных эмоций и впечатлений.

Соревнования стали настоящим праздником здоровья и позитива для 20 семей, участвовавших в состязаниях!

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

 

КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ, ТО И ДУША НА МЕСТЕ

В рамках проекта «Надежный дом» в СОГБУ СРЦН «Гармония» состоялась детско-родительская встреча по теме «Когда все вместе, то и душа на месте», направленная на укрепление семьи и семейных ценностей в условиях совместной деятельности с использованием арт-терапевтической техники Эбру. Этот метод часто используют для примирения человека с окружающей действительностью, привнесения гармонии в его жизнь.

Встреча была направлена на формирование ценностного отношения к семье, семейным ценностям и традициям через обогащение форм творческого взаимодействия между родителями и детьми, воспитание чувства любви и привязанности к своей семье, уважение к её традициям и истории.

Педагоги-психологи Беликова К.С. и Принцева О.И. смогли создать теплую, душевную атмосферу, которая способствовала сближению, раскрепощению и мотивации участников. Дети и родители приветствовали друг друга в игровой форме, желали своему соседу что-то приятное, радостное, доброе. На встрече состоялся диалог о семейных ценностях и традициях, где каждый участник смог рассказать о своей семье. Кульминацией встречи стал совместный рисунок в технике Эбру.

В итоге родители и дети получили позитивный опыт взаимодействия, раскрепостились, расширили знания в области семейных ценностей и традиций, поделились своими позитивными эмоциями, укрепили эмоциональную связь между собой. Эбру-терапия смогла помочь  поймать мгновение, услышать себя, выразить свой внутренний мир во внешней проекции водной стихии. 

В заключение хочется отметить, что Эбру – уникальная техника, которую можно успешно применять для оказания психологической помощи не только как инструмент гармонизации эмоционального состояния и доступна даже тем, кто не имеет художественных навыков.

L_hr3Gx5qfU 1.jpg

6Oc78AxczWo.jpg

nJnq7ug2smA.jpg

 

"МАМА - ПЕРВОЕ СЛОВО"

Детско-родительская встреча "Мама – первое слово", посвященная Дню матери в России, состоялась для детей и родителей - участников  проекта «Надежный дом».
 
Встреча получилась очень теплой и доброй.
 
Участники принимали активное участие в интересных заданиях, пели песни и  читали стихи о маме, нарисовали забавные тантамарески для фотосессии с участием мам, подарили мамам много очень добрых, ласковых слов и подарки, изготовленные своими руками.
 
Встречу провели музыкальный руководитель Щукина И.А., педагог-психолог Принцева О. И., представители местного сообщества.
 
6enX1gPBQ0s.jpg
 
 

Арт-терапия как метод гармонизации детско-родительских отношений

          Одним из методов арт-терапии, способствующих достижению положительных результатов в улучшении и дальнейшему развитию детско-родительских отношений, является использование прозрачного мольберта в условиях совместной деятельности родителя и ребенка.  При такой деятельности происходит расширение опыта позитивного взаимодействия (повышение доверия, взаимопонимания), развитие навыков эффективного взаимодействия между ребенком и родителем, развитие способности чувствовать друг друга через совместную деятельность; развитие эмпатии и принятие друг друга в паре через развитие навыков внутренней саморегулции, формирование чувства «Я могу быть успешным!» через позитивный опыт совместной деятельности, формирование рефлексивных навыков, создание продукта совместной творческой деятельности (например, совместный рисунок, картина, пейзаж и т.д.)

        Занятие совместным рисованием проходит в уютной, светлой обстановке и длится около часа. В ходе встречи используются прозрачные арт-мольберты по числу участников занятия (на пару по одному мольберту) и необходимые инструменты для рисования (маркеры для рисования по стеклу, пальчиковые краски или гуашь, кисточки разного размера). Для сближения участников, создания безопасной и доверительной атмосферы общения занятие начинается с игровых коммуникативных игр и упражнений («приветствие», «знакомство», «давайте поздороваемся», где каждый называет себя, проговаривает свое внутреннее состояние, сравнивая его с каким-либо явлением природы или предметом. Для эмоциональной и психофизической разгрузки также в ходе занятия используются релаксационные и психогимнастические этюды и физкультминутки («дождик», «тучка», «лучики на небе»).

          Далее начинается совместное рисование с использованием мольбертов. Родителям и детям ставится цель – изобразить совместный семейный досуг. Главное правило совместной работы на прозрачном мольберте – постоянно договариваться и согласовывать друг с другом свои действия. Рисунок должен совпадать с двух сторон, при этом необходимо постоянно стараться соблюдать главное правило и при выборе цвета, и при выборе способа нанесении краски (губки, валики, кисточки и т.д.). Чтобы рисунок получался красивым, маме и ребенку нужно двигаться красками в одинаковом темпе, в одну сторону. После чего родитель и ребенок рисуют совместный рисунок с двух сторон (предварительно обсудив, что именно будут рисовать и как это будут делать).

         В конце занятия члены семьи дают название своей картине, а затем рефлексию пережитого опыта, при помощи вопросов:

- Скажите, пожалуйста, родители, легко ли вам было работать в паре со своим ребенком?

Были ли какие-то трудности в работе?

- Как вы с ними справлялись?

- Какие чувства вы испытываете при просмотре вашей общей картины?

- Было ли вам интересно работать в паре с ребенком?

- Ребята, а вам понравилось рисовать вместе с родителями?

- Скажите, какой способ рисования вам больше понравился?

- Нравится ли вам ваша картина?

          После рефлексии проводится подведение итогов совместной работы. Как правило, родители и дети говорят о том, что получили позитивный опыт взаимодействия, повысили уровень развития навыков сотрудничества, улучшили свое эмоциональное состояние и самочувствие (улучшилось настроение). В  процессе совместной деятельности дети раскрепощаются, становятся более уверенными в себе и общительными.

-  2.jpg

 

Оказание комплексной помощи кризисным семьям с детьми "Надежный дом": об итогах проекта, реализуемого на территории города Вязьма и Вяземского района

Семья – одна из важнейших составляющих общества. Но, как и другие сферы жизни, она не защищена от различных проблем. Как быть ребенку или родителю, если они оказались в кризисной ситуации? Куда обратиться за помощью? Как сделать помощь своевременной и доступной?

На поставленные вопросы должен был ответить социальный проект центра «Гармония» «Надежный дом!», направленный на укрепление ресурса семей с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации, посредством организации системы комплексной помощи в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Как известно, работа с семьёй, переживающей какой-либо весьма острый и болезненный социально-экономический, структурно-ролевой или духовно-психологический кризис, часто сопряжена с необходимостью поиска нестандартных решений и подключения всех имеющихся у организации ресурсов и специалистов. Природа семейных кризисов такова, что по мере их возникновения и нарастания начинают разрушаться не только привычные стандарты внутрисемейного общения и взаимодействия, но и зачастую многие социальные каналы, позволявшие семьям ранее более или менее успешно решать возникающие проблемы. По этой причине специалистам центра «Гармония», занятым поддержкой кризисной семьи, пришлось решать одновременно целый ряд задач, имеющих образовательно-профилактическую, коррекционно-развивающую, воспитательно-оздоровительную и социально-адаптационную направленность.

Участниками проекта стали  семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации - 34 семьи, в том числе:

семьи, находящиеся в социально опасном положении - 7 семей, 8 детей;

семьи с риском жестокого обращения - 3 семьи, 3 ребенка;

замещающие семьи с риском вторичного социального сиротства - 6 семей, 8 детей;

семьи в состоянии развода - 6 семей, 6 детей;

семьи участников специальной военной операции - 10 семей, 13 детей;

семьи в случае потери кормильца - 2 семьи, 3 ребенка.

Всего 41 несовершеннолетний и 34 родителя.

          Для каждой семьи был составлен план индивидуальной работы. План обсуждался с родителями, разрабатывался совместно с семьей, включал как действия специалистов, так и цели, стоящие перед родителями. Наша задача  в проекте состояла не объяснить, как надо жить. Мы не эксперты в их жизнях и мы не можем точно знать, как им справляться с их собственными ситуациями. Мы можем в ходе нашей работы разъяснять, какие могут быть последствия у решений, и тем самым приучать семьи брать эту ответственность, видеть различные способы взаимодействия с жизнью и получать разные результаты. Но как поступать – это всегда личный выбор человека. Наша задача – научить видеть этот выбор, понимать причины и следствия, расширить свои возможности. И в конечном итоге, если условия предоставлены, и если есть уважение к выбору семьи, есть сформировавшееся доверие, то человек практически всегда выбирает развиваться, учиться, жить лучше, у него появляется вера в себя и силы меняться. Мы так устроены. И это нормально.

        В проекте были выделены основные направления работы: оказание психокоррекционной помощи детям и подросткам по стабилизации их психоэмоционального состояния и улучшению социальной адаптации, содействие гармонизации детско-родительских отношений посредством использования методов психокоррекции, арт-терапии и организации совместной социально-значимой и досуговой деятельности, организация социально-правовой и психолого-педагогической поддержки семьи.  Ключевым звеном в системе кризисной помощи стал комплекс мер, направленных на сохранение семьи для ребенка во всех возможных случаях.

            Основными направлениями работы с несовершеннолетними стали определение проблемных зон и устранение острых кризисных моментов, коррекция психоэмоционального состояния и налаживание детско-родительских отношений. В работе с родителями несовершеннолетних акцент был сделан на решение базовых проблем семьи (кодирование родителей, трудоустройство), коррекцию детско-родительских отношений, изменение дисфункциональных моделей поведения с целью предотвращения рецидивов ситуации. При оказании психологической помощи родители и дети не просто получали консультацию, а более глубоко прорабатывали свои переживания, тревоги, семейную ситуацию. В рамках домашнего визитирования и социально-правовой поддержки семьям было оказано содействие в решении правовых, бытовых и др. проблем. Детско-родительские встречи позволили получить нашим семьям много новых положительных эмоций, найти дорогу к пониманию друг друга, налаживанию детско-родительских отношений.

       Работа с семьей велась в тесном взаимодействии с волонтерами (студенты учреждений профессионального образования), социальными педагогами образовательных учреждений города (МБОУ "Андрейковская СОШ", МБОУ СОШ № 1 г. Вязьмы и др.), методистом культурно-выставочного центра г. Вязьмы, волонтёрами, сотрудниками городской библиотеки и приходом церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы, педагогами дополнительного образования Дома детского творчества, городского парка культуры и отдыха, сотрудниками центральной библиотеки, а так же, активными гражданами. За время реализации проекта «Надежный дом!», мы можем говорить о положительных результатах в работе с детским и семейным неблагополучием: 41 несовершеннолетний (100% детей) улучшили свое благополучие и жизненные перспективы, в 32 семьях (78%) от общего числа семей, участвующих в проекте, улучшены детско-родительские отношения, 33 родителя (97) повысили родительские компетенции и 24 (71%) родителя улучшили свое психоэмоциональное состояние.

          Возможно, кому-то покажется, что это сухая статистика, но за ней – история судеб девчонок и мальчишек, которым мы не только смогли сохранить семью, но и дали много новых положительных эмоций!